пятигорск | мелодичный символ пятигорска | статьи |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Мелодичный символ ПятигорскаОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Мелодичный символ Пятигорска

Высоко над городом, на скале, на самом краю обрыва, подобно маяку, продуваема всеми ветрами, одиноко белеет беседка бога ветров Эола. Она словно парит - светлая, изящная, полувоздушная. Это небольшое сооружение в античном стиле давно уже стало своеобразной визитной карточкой пятигорского курорта. В беседке был установлен струнный инструмент, издававший под порывами ветра музыкальные звуки, а само изящное строение всегда было популярным местом отдыха пятигорчан и гостей города. Трудно себе представить более романтичный уголок: кругом горы, рядом беседка и немного печальная мелодия. Вспоминается баллада Жуковского «Эолова арфа». Это стихотворение о бедном певце Арминии, который страстно влюбился в царскую дочь Минвану. Разгневанный владыка, узнав об этом, заставил певца уехать из родной страны. В изгнании Арминий тосковал по любимой и дому. Он повесил на дуб свою арфу, чтобы бог ветров Эол коснулся струн и напомнил любимой Минване об Арминии.

И арфу унылый
Певец привязал
под наклоном ветвей:
«Будь, арфа, для милой
Залогом прекрасных
минувшего дней;
И сладкие звуки
Любви не забудь;
Услада разлуки
И вестник души
Неизменная будь

Сама беседка, мелодичные звуки, необыкновенный пейзаж служили источником вдохновения для творческих людей. Здесь часто бывал М. Ю. Лермонтов и создавал свои бессмертные произведения. В повести «Княжна Мэри» есть несколько строк, посвященных беседке. Вот впечатления польского поэта Владислава Броневского, который здесь черпал вдохновение: «Самым лучшим украшением сада, - говорил он, - может теперь называться павильон, посвященный Эолу. Он построен на скале, высочайшей из трех; купол его, поддерживаемый 8 колоннами, украшен флюгером с кругом, на котором означены 32 ветра, направление коих указывает стрелка. В средине сего воздушного павильона, открытого всем ветрам, поставлена дощатая колонна, в которой скрыты две Эоловы арфы. Колонна может оборачиваться на пьедестале, а флюгер, прикрепленный к колонне, всегда приводит ее в такое направление, что ветер прямо ударяет в продольную скважину, проделанную во всю высоту колонны, и, пробегая по струнам арф, унылые звуки коих в части города, ближайшей к павильону, при легком ветре бывают слышны. Отсюда весь город, сад, Бештовые горы и кругом все окрестности, ограниченные снеговым хребтом, в цепи которого Эльборус и Казбек, воздымая превыше облаков седые главы свои, представляют чудесную перспективу». Кроме Эоловой арфы имелась еще беседка Борея, как назвали ее создатели, указывая на то, что она тоже постоянно овеваема ветрами. Поскольку Борей, согласно древнегреческой мифологии, был богом северного ветра. Впрочем, курортная публика называла ее иначе. Беседка эта стояла на высшей точке Горячей горы и была хорошо видна с любого места Пятигорска в то время. Крышу строения венчала мачта, над которой периодически поднимали флаг, отмечая время приема ванн. В связи с этим она больше была известна как «Беседка под флагом». Но пьянящий воздух и великолепный вид на горы Кавказа рождал романтичное настроение у отдыхающих, и беседку все чаще называли «Бель вю», что в переводе с французского означает «прекрасный вид».

Места отдыха, оформленные в виде беседок, были популярны у курортников. Возможно, поэтому в начале XX столетия появилась еще одна беседка на западной оконечности горы Горячей, неподалеку от поставленной тогда же скульптуры Орла. История ее такова. Некоторое время в «Цветнике» находился изящный музыкальный павильон, где размещались оркестранты, своей игрой услаждавшие слух гуляющей публики. После сооружения в 1901 году Лермонтовской галереи с музыкальной эстрадой надобность в нем отпала.

Павильон решили перенести в другое место. Наиболее подходящим для строения сочли панорамную точку на Горячей горе - отроге Машука. За причудливую архитектуру новую беседку прозвали Китайской, за разноцветные стекла, закрывающие ее верхнюю часть, - Цветной. Но чаще курортная публика ее именовала «Зайди и отдохни» - после крутого подъема в гору эта беседка была очень кстати. Судьба ее, как и «Бель вю», оказалась печальной. В годы Гражданской войны их попросту разобрали на дрова. И о восстановлении не думали. Лишь в 1976 году на месте Китайской беседки была поставлена металлическая, сооруженная по проекту художницы И. Ф. Шаховской. Но назвали ее уныло-казенно - «Смотровая».

Эоловой арфе повезло больше. Построенная в 1831 году, она уже почти два века украшает машукский склон. Появление этого архитектурного шедевра связано с одним из ранних периодов истории Пятигорска и с именами людей, чьими трудами и заботами создавался прекрасный город у подножия Машука. Братья Бернардацци были первыми зодчими курорта. Они приехали на Горячие воды в 1822-м. Южный горный край, похожий на родную Швейцарию, стал второй родиной итальянцев. С «отменным усердием» они работали для его благоустройства. Бернардацци создали, по словам М. Ю. Лермонтова, тот «чистенький, новенький городок», который поэт увидел в 1837-м на месте Горячеводского поселения.

До поездки на Кавказ братья трудились над обликом Санкт-Петербурга, может, поэтому многие гости сравнивают Пятигорск с Северной столицей. Первой работой Джузеппе и Джованни Бернардацци в России стало участие в возведении Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Затем в течение двадцати лет они работали над планировкой будущего пятигорского курорта в целом, построили многие заведения, питьевые галереи и здания лечебных ванн.

С изобретением фотографии Эолова арфа сделалась излюбленной точкой для съемки гостей курорта на фоне панорамы Кавказских гор. Желающих запечатлеть это место на цифровых фото- и видеокамерах не становится меньше - ведь панорама гор, описанная когда-то Лермонтовым, по-прежнему остается лучшим украшением пейзажа, как и сама беседка, напоминающая нам о времени, когда рождался Пятигорск, и о людях, его создававших.

Ночью Эолова арфа особенно хороша: она светится на фоне туманного Машука и напоминает картинку из красивого сна. Гости и жители Пятигорска проводят много времени рядом с беседкой, ибо все здесь пропитано романтикой и радостным ожиданием чего-то светлого.

Анна КОБЗАРЬ,


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


При кистях и в погонах
И дали заповедной Теберды
Вертикаль и ведущие к ней горизонтали
Старокавказская защита
Подкова на счастье Кабарды
Дзуары Дигорского ущелья
Коста Хетагуров и Пятигорск
Духовная родина Коста Хетагурова
Коста Хетагуров в херсонской ссылке
Рай фотографа Раева
Кабардинка, Воробьевка, микрорайон Бештау
Благородство простоты
«Гусарская баллада у подножья Машука»
«Страдивари у подножия Машука»
«У самого Пятигорска»
«Замок в машукском лесу»
«Жизнь, отданная вершинам»
«Предъявите билет...»
«Пятигорское торжище»
«Несколько слов о Кавказской Ривьере»
«Лермонтов сделался моим кошмаром»
«Имя Лермонтова - светоч Пятигорска»
«Вид с трех сторон у меня чудесный»
«Самая пятигорская улица»
«Прогулка по Тропе Уптона»
«Есть такая улица...»
«Телеграф на Водах»
«Знаменитые визитеры Пятигорска»
«Шаги цивилизации»
«Подвижник, энтузиаст, археолог»
«Колючая именинница»
«Обеды у колодца нарзана»
«Мелодичный символ Пятигорска»
«Загадочные скифы»
«Звезда Лейцингера»
«Рудольф Лейцингер»
«Кавказские маршруты А. П. Чехова»
«С. В. Рахманинов»
«Город, рожденный содружеством наций»
«Были улицами Карачаевки»
«Добрый старый Новопятигорск»
«По инициативе генерала Емануеля»
«Новый ренессанс старого Пятигорска»
«Дарующий веру в исцеление»
«Каменная королева»
«Стартует курортный сезон»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Поэт, задумчиво глядящий вдаль...»
«Бедная Эльза»
«Загадки старинного дома»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!