пятигорск | лермонтов сделался моим кошмаром | статьи
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Лермонтов сделался моим кошмаромОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Лермонтов сделался моим кошмаром

Самым тесным образом связано с Кавказом творчество выдающегося художника Михая Зичи, или, как его называли в России, Михаила Александровича Зичи (1827-1906). Его наследие принадлежит в равной степени как русской, так и венгерской культуре. Венгр по национальности, он в силу обстоятельств значительную часть жизни провел в России. Его графические работы являются неотъемлемой частью русского художественного наследия второй половины XIX в.

Пятидесятые годы были интересным и плодотворным временем для творчества Зичи. В эти годы он начинает работать над литографией. Создает целую сюиту литографий под названием «Кавказские сцены». Интересна история создания этих сцен. Сюите Зичи целый очерк посвятил В. А. Верещагин, где он и описывает то, как она была создана. В начале 50-х годов, в самый разгар войны на Кавказе, Зичи просил разрешения поехать туда. Ему было отказано. И тогда художник, еще не видя этого края, создает свой воображаемый Кавказ.

Интерес к Кавказу связывает Зичи с русской графикой тех лет. На Кавказе много работал Г. Гагарин, издавший в 50-х годах альбомы литографий со своими рисунками. На Кавказе побывал В. Тимм, воссоздавший свои впечатления от этой поездки на страницах издаваемого им «Русского художественного листка», который стал выходить с 1851 г. Работы этих художников, очень популярные в то время, видимо, послужили для Зичи основой, на которой он создал свою кавказскую сюиту.

Сюита состояла из 12 листов гравюр, выполненных в 1853 г. на камне самим художником. По ним можно судить о романтическом представлении Зичи о Кавказе, о Кавказской войне. Здесь были и клубы дыма, и похищение, и прекрасные черкешенки, и воображаемая художником кровная месть. Интересно отметить, что подборка этих гравюр хранится сегодня в музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова. Наряду с высокими оценками этих работ появились и критические статьи. Один из отзывов пришел с Кавказа. В нем было справедливо отмечено малое знание художником кавказской жизни, указано на целый ряд нелепостей в изображении обычаев, типов, деталей костюма. В то же время критик подчеркнул превосходную выразительность и типичность отдельных лиц. Заканчивался же этот отзыв, пришедший из Тифлиса в 1880 году, пожеланием, чтобы художник посетил «хоть раз Кавказ, из жизни которого он берет свои сюжеты».

Но была и другая причина, по которой Зичи так стремился на Кавказ. Это его безграничная любовь к творчеству М. Ю. Лермонтова - самого «кавказского» из всех поэтов. «Лермонтов сделался моим кошмаром, - писал о себе Зичи, - от намерения его полного иллюстрирования». Первое обращение художника к творчеству поэта произошло не позднее 1860 года. Выбор Зичи сразу же пал на поэму «Демон», наиболее близкую для его романтического мировосприятия. Зичи был первым художником, отобразившим не какие-то отдельные эпизоды этого лермонтовского произведения, но создавшим законченный цикл рисунков, соответствующих основным моментам поэмы. В Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова в Пятигорске хранится подлинная работа Зичи к поэме «Демон» - «Тамара в гробу». Художник иллюстрирует один из центральных эпизодов поэмы Лермонтова - смерть Тамары.

К осени 1879 года было достигнуто соглашение об иллюстрировании Зичи сочинений Лермонтова, издаваемых Глазуновым. Количество задуманных для этого издания рисунков (около ста) свидетельствует о чрезвычайно широком, не имеющем прецедентов истолковании Лермонтова. Серьезность подхода к этой задаче потребовала поездки Зичи на Кавказ.

В 1881 году наконец сбылась давняя мечта Зичи - приехать в этот удивительный, манящий его воображение край. Здесь художник, прежде всего, посетил лермонтовские места. Он выполнил сюиту рисунков к «Княжне Мери». Выбранный им для этого способ многие считали не слишком удачным. Зичи использовал документальные зарисовки пятигорских и кисловодских пейзажей, соединив их с соответствующими набросками отдельных сцен. На каждом листе он также поместил лермонтовский текст, связанный таким образом с изображением-иллюстрацией. Для выполнения этой задачи художнику потребовалось вначале создать большое количество документальных зарисовок, которые должны были являться фоном для иллюстраций. Но некоторые из них так и остались лишь документальными изображениями здешних мест. Сегодня они представляют для нас определенный исторический интерес. Среди них: «Место дуэли М. Ю. Лермонтова» (для нас интересно, как оно выглядело во времена Зичи), «Дом Реброва» в Кисловодске, где М. Ю. Лермонтов останавливался в 1837 г. (сегодня этот дом разрушен, и рисунок художника в связи с этим приобрел определенную историческую ценность), «Гостиная в доме Верзилиных». Последний рисунок особенно интересен местным краеведам и музейным сотрудникам, так как он явился документом при восстановлении гостиной дома, где с 1948 года функционирует литературный отдел пятигорского лермонтовского музея. Причем Зичи не только изобразил схематично план гостиной и ту мебель, какая находилась в ней, но и набросал фигуры Лермонтова и Мартынова там, где поэт и его противник на роковой дуэли располагались в момент их ссоры, произошедшей в этом доме.

Любовь и преклонение Зичи перед великим русским поэтом выразились и в его участии в конкурсе на создание проекта памятника Лермонтову в Пятигорске, объявленном в 1883 г. И хотя не его проект победил на этом конкурсе (впоследствии в городе был установлен памятник поэту работы скульптора А. М. Опекушина), само участие художника в этом знаменательном событии - факт, говорящий о многом. К концу 1890-х годов Зичи завоевал себе славу одного из лучших иллюстраторов России. Но, как мы видели на примере иллюстраций к творчеству М. Ю. Лермонтова, через иллюстрирование художник приходил к более глубокому решению реальных жизненных вопросов, к открытию новых для себя земель, составивших их графическую летопись, ставшую для нас сегодня историей. Все это относится и к кавказскому циклу его работ, где он пришел от Кавказа воображаемого, окруженного романтическим ореолом, к Кавказу вполне реалистичному, полному мелких исторических деталей, которые столь дороги для нас сегодня.

В заключение приведем еще один тому пример. Когда Зичи приехал в 1881 г. в Пятигорск, он стал искать дом, в котором «жила» княжна Мери. Об этом доме в романе Лермонтова говорилось весьма неопределенно: «Она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска», - сказано там. Зичи решил, что под этим домом Лермонтов имел в виду одну старинную городскую постройку, располагавшуюся на Пятигорском бульваре. И он зарисовал конкретный дом, находящийся ныне по адресу: Кирова, 12а. До сих пор все экскурсоводы города с легкой руки художника показывают эту постройку, как «Дом княжны Мери». Таким образом, память о Зичи навсегда связана с историей города, с Кавказом.

Екатерина СОСНИНА, кандидат исторических наук, сотрудник Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова,


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


При кистях и в погонах
И дали заповедной Теберды
Вертикаль и ведущие к ней горизонтали
Старокавказская защита
Подкова на счастье Кабарды
Дзуары Дигорского ущелья
Коста Хетагуров и Пятигорск
Духовная родина Коста Хетагурова
Коста Хетагуров в херсонской ссылке
Рай фотографа Раева
Кабардинка, Воробьевка, микрорайон Бештау
Благородство простоты
«Гусарская баллада у подножья Машука»
«Страдивари у подножия Машука»
«У самого Пятигорска»
«Замок в машукском лесу»
«Жизнь, отданная вершинам»
«Предъявите билет...»
«Пятигорское торжище»
«Несколько слов о Кавказской Ривьере»
«Лермонтов сделался моим кошмаром»
«Имя Лермонтова - светоч Пятигорска»
«Вид с трех сторон у меня чудесный»
«Самая пятигорская улица»
«Прогулка по Тропе Уптона»
«Есть такая улица...»
«Телеграф на Водах»
«Знаменитые визитеры Пятигорска»
«Шаги цивилизации»
«Подвижник, энтузиаст, археолог»
«Колючая именинница»
«Обеды у колодца нарзана»
«Мелодичный символ Пятигорска»
«Загадочные скифы»
«Звезда Лейцингера»
«Рудольф Лейцингер»
«Кавказские маршруты А. П. Чехова»
«С. В. Рахманинов»
«Город, рожденный содружеством наций»
«Были улицами Карачаевки»
«Добрый старый Новопятигорск»
«По инициативе генерала Емануеля»
«Новый ренессанс старого Пятигорска»
«Дарующий веру в исцеление»
«Каменная королева»
«Стартует курортный сезон»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Поэт, задумчиво глядящий вдаль...»
«Бедная Эльза»
«Загадки старинного дома»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!