пятигорск | добрый старый новопятигорск | статьи |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Добрый старый Новопятигорск ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Добрый старый Новопятигорск

Он уже давно не молод и, вроде бы, совсем не нов, этот пригород, своим именем как бы противопоставленный старому городу, сложившемуся к моменту его появления. В 1902 году городская Дума приняла решение о создании обширного пригорода площадью почти полторы сотни десятин. Называли его поначалу Новые планы. А нынешнее название стало удобным для произнесения сокращением словосочетания Новый Пятигорск. Оно, думается, появилось после того, как стало ясно, что новорожденный пригород стал соперничать с уже существующим городом и даже кое в чем опережать его. В чем же? Давайте посмотрим.

В отличие от старого города, который застраивался во многом стихийно, порой непредсказуемо, новый сразу же стал развиваться быстро, динамично. Даты, сохранившиеся на фасадах некоторых домов, говорят, что они строились почти одновременно на всем протяжении и главной, и параллельных ей улиц. Все они получились прямыми, широкими, позволяющими отгораживаться от проезжей части обширными зелеными зонами. А в самом центре образовалась большая площадь. Кстати сказать, этот район понемногу обживался и ранее. Еще в конце позапрошлого века там действовало «Николаевское училище на хуторах». Вскоре для него было возведено добротное здание, а по соседству началось строительство Николаевской церкви. Вспомним, что старому Пятигорску после своего рождения пришлось ждать появления и школы, и храма не один десяток лет.

Новый пригород, едва родившись, приобщился и к новейшим достижениям современной ему цивилизации. Именно с его площади в 1913 и 1914 годах взлетали первые российские авиаторы, демонстрируя искусство пилотирования летательных аппаратов тяжелее воздуха. И железная дорога уже имелась к моменту создания пригорода - оставалось лишь для удобства его жителей устроить остановку. Причем остановка эта недолго оставалась единственной. Вслед за ней появилась и вторая - с уникальным названием Скачки. Дело в том, что еще в 1885 году в некотором отдалении от города было устроено специальное поле для «скаковых испытаний лошадей», которое проводило Пятигорское скаковое общество. При планировании пригорода поле это оказалась на его территории.

Таким образом, Новый Пятигорск не стал исключительно «спальным районом», хотя основную массу его территории занимали жилые дома. Пригород взял на себя снабжение Пятигорска свежими овощами, поскольку почти при каждом доме имелся обширный земельный участок. А потом он посягнул и на монополию пятигорского курорта, которая была нарушена появлением здесь собственного санатория. Это был Солдатский санаторий, сооруженный в 1916 году близ железнодорожного переезда.

Какое-то время новопятигорские жители могли завидовать городу, имевшему трамвай. Но в 1924 году началась прокладка трамвайной линии в Новопятигорск. Потом появилось здесь и еще кое-что, способное вызвать зависть пятигорчан. В конце 20-х годов у его северной границы устроили «летное поле», то есть аэродром. В 30-е аэродром служил и летной базой аэроклубу Осоавиахима, занявшему здание бывшего Солдатского госпиталя.

Быстрыми темпами развивалось в Новопятигорске и народное образование - там появилась даже улица Школьная. Для средних школ - третьей и четвертой - построили в 30-х годах просторные светлые здания. Это были первые школьные новостройки в городе. Еще одно детское учреждение - костно-туберкулезный санаторий - было открыто в 1838 году неподалеку от ипподрома. Среди других новостроек тех лет нужно отметить огромные казармы для полка НКВД, а также баню, которая была намного просторней и комфортабельней, чем городская на улице Власова. Строилось и жилье - сначала так называемые стандартные дома, позднее и вполне современные многоквартирные здания.

Фашистские оккупанты в январе 1943 года при отступлении из Пятигорска разрушили наиболее значительные постройки - здания средних школ, казармы, уничтожили трамвайную линию. Восстановление их началось сразу же и во многом опережало другие районы города. Так, трамвайная линия здесь стала вновь действовать в 1946 году - значительно раньше, чем горячеводская. Новое здание школы № 3 было первой школьной новостройкой в послевоенные годы. Тогда же на берегу Подкумка была заложена плантация лекарственных трав, ставшая Ботаническим садом фарминститута.

Появилась здесь и своя промышленность. Еще в 1941 году в бывшем Солдатском госпитале разместили эвакуированную швейную фабрику. Разрушенная фашистами, она была быстро восстановлена и начала активно развиваться, превратившись в головное предприятие швейного объединения «Машук». Рядом со старым зданием вырос новый многоэтажный корпус. Швейная фабрика стала первой ласточкой большой индустриализации Новопятигорска. В конце 50-х годов на Скачках начала создаваться промышленная зона, куда были выведены почти все предприятия из центра. Различными производственными сооружениями оказались застроены улица Ермолова и продолжающее ее Кисловодское шоссе.

Появление большого количества предприятий, поток автомобилей на улицах не лучшим образом влияют на состояние атмосферного воздуха. Но у Новопятигорска есть чем защититься от этого вредоносного влияния. Его улицы утопают в зелени, напоминая тенистые бульвары, а центральная площадь превратилась в самый настоящий парк. Еще одна зеленая зона появилась вокруг городского озера, созданного в начале 60-х годов.

По своим размерам сегодняшний Новопятигорск далеко ушел от Новых планов начала ХХ столетия и уступает, пожалуй, только станице Горячеводской. А по значимости для города может соперничать с любым из его районов. Правда, здесь нет памятников истории, но память о ней хранят его улицы, названные именами людей, составляющих славу Пятигорска. Имена Калинкина, Нежнова, Шатило находим в перечне пятигорчан - Героев Советского Союза. Славен Новопятигорск и именами своих жителей. Это поэт и драматург, автор гимнов Советского Союза и России С. В. Михалков и его отец, крупный птицевод, один из изобретателей советского инкубатора. Это потомок великого поэта В. М. Лермонтов и популярный киноартист О. П. Жаков. Это крупнейший ученый-геолог, академик Н. А. Шилов.

Неоценима хозяйственная роль пригорода, где сосредоточен почти весь промышленный потенциал Пятигорска, и его значение как жилого массива. В Новопятигорске находятся многие важные учреждения, учебные заведения и торговые предприятия. А также весьма популярные зоны отдыха, привлекающие не только жителей Пятигорска. Тысячи любителей конного спорта со всей округи собирает в дни скачек Пятигорский ипподром, куда привозят своих питомцев для испытаний на реконструированном скаковом поле коневоды всего Северного Кавказа. А как привлекательно для горожан всех возрастов Новопятигорское озеро! Построенное полвека назад, оно было недавно обновлено. И сегодня, как и десятилетия назад, в выходные дни не так-то легко найти место на обширных благоустроенных пляжах.

Немало здесь и новостроек, на которые так щедр набирающий разгон XXI век. Его приметы видны в Новопятигорске повсюду - пестрая реклама, яркие вывески, многочисленные иномарки, припаркованные у входов в офисы и кафе. И, конечно, потоки мчащихся автомобилей на многих улицах. Они помогают разгрузить основные городские магистрали от транзитного транспорта. Задача нелегкая, но она вполне по плечу большому пригороду, продолжающему динамично развиваться. А значит, по-прежнему оставаться молодым, сполна оправдывая данное ему когда-то имя - Новый Пятигорск.

Вадим ХАЧИКОВ, заслуженный работник культуры РФ,



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить

При кистях и в погонах
И дали заповедной Теберды
Вертикаль и ведущие к ней горизонтали
Старокавказская защита
Подкова на счастье Кабарды
Дзуары Дигорского ущелья
Коста Хетагуров и Пятигорск
Духовная родина Коста Хетагурова
Коста Хетагуров в херсонской ссылке
Рай фотографа Раева
Кабардинка, Воробьевка, микрорайон Бештау
Благородство простоты
«Гусарская баллада у подножья Машука»
«Страдивари у подножия Машука»
«У самого Пятигорска»
«Замок в машукском лесу»
«Жизнь, отданная вершинам»
«Предъявите билет...»
«Пятигорское торжище»
«Несколько слов о Кавказской Ривьере»
«Лермонтов сделался моим кошмаром»
«Имя Лермонтова - светоч Пятигорска»
«Вид с трех сторон у меня чудесный»
«Самая пятигорская улица»
«Прогулка по Тропе Уптона»
«Есть такая улица...»
«Телеграф на Водах»
«Знаменитые визитеры Пятигорска»
«Шаги цивилизации»
«Подвижник, энтузиаст, археолог»
«Колючая именинница»
«Обеды у колодца нарзана»
«Мелодичный символ Пятигорска»
«Загадочные скифы»
«Звезда Лейцингера»
«Рудольф Лейцингер»
«Кавказские маршруты А. П. Чехова»
«С. В. Рахманинов»
«Город, рожденный содружеством наций»
«Были улицами Карачаевки»
«Добрый старый Новопятигорск»
«По инициативе генерала Емануеля»
«Новый ренессанс старого Пятигорска»
«Дарующий веру в исцеление»
«Каменная королева»
«Стартует курортный сезон»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Поэт, задумчиво глядящий вдаль...»
«Бедная Эльза»
«Загадки старинного дома»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!