пятигорск | имя лермонтова - светоч пятигорска | статьи
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Имя Лермонтова - светоч ПятигорскаОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Имя Лермонтова - светоч Пятигорска

Был вторник. Быстро сгущались летние сумерки. Со стороны Бештау, громыхая, наползала черная туча. От первых тяжелых капель зашелестела машукская трава. Лермонтов стоял у барьера, дразня насмешливым взглядом. Роковой миг для русской поэзии: выстрел Мартынова оборвал, по выражению Достоевского, «целую бездну гениальных творений».

Пуля дуэльного «кухенройтера» убийственного калибра вошла в правый бок и, разорвав внутренности поэту, вышла из груди, повредив левое плечо. Он умирал, лежа на холодной земле под проливным дождем. Кто-то из секундантов из жалости укрыл его шинелью. Следственный протокол скупо доносит, что «на месте, где Лермонтов упал и лежал мертвый, приметна кровь, из него истекшая...»

Поздно вечером убитого доставили в домик на окраинной Нагорной улице. Мартынов отправился к коменданту, под арест. Раздевая покойника, слуги разрезали окровавленный мундир и сожгли его во дворе дома. Потом появилась полиция, чтобы описать оставшиеся вещи и бумаги...

Никто и никогда, ни в прошлом, ни в настоящем, ни, вероятно, в будущем, не сделал и не сделает для славы Пятигорска больше, чем Лермонтов. Пушкин задумал здесь «Кавказского пленника», а Лев Толстой писал свои первые кавказские рассказы. И все же лучшая глава в литературной истории Пятигорья по праву принадлежит автору знаменитого «Героя...». Эта земля дарила ему вдохновение, и он щедро воспел ее. Она обагрена его кровью, в ней покоился его прах - и тем она освящена навеки.

«Чистенький, новенький городок» (так записал в дневнике Печорин) не забыл своего поэта. Деньги на памятник собирали по подписке несколько лет. Торжественно открыли его в 1889 году - первый в России! Фигуру поэта изваял великий, уже прославившийся памятником Пушкину в Москве Александр Михайлович Опекушин, неожиданно уравняв тем самым первопрестольную и далекий от нее во всех смыслах Пятигорск. Лермонтов сидит, устремив взор к кавказским горам, у ног - раскрытая книга. Потом выкупили домик, где поэт прожил два последних месяца, и в 1912 году основали музей - первый литературный музей, возникший в провинциальной России. Бывший владелец домика плац-майор Василий Иванович Чилаев был человеком до крайности тщательным и долгое время вел «Имянный список» - своего рода приходную тетрадь, то есть перечень всех своих постояльцев с указанием полученных с них сумм. Есть там и строки о том, что с капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из Санкт-Петербурга получено за постой сто рублей серебром. Документ чрезвычайной важности, подтверждающий, по сути, подлинность дома, который теперь широко известен в стране как последний приют поэта: здесь Лермонтов написал последние стихи, сюда тело его было доставлено с места поединка.

Со дня гибели поэта прошло много лет, прежде чем этот скромный домик на городской окраине стал музеем. Было бы неоправданным считать, что все здесь свершилось как бы само собой; потребовались усилия и заинтересованность многих людей, их настойчивость и терпение, сознание общественного долга и горячая любовь к Лермонтову, а еще - добрая воля и поддержка властей для того, чтобы память о поэте осталась жить в Пятигорске навсегда.

Шли годы. Сын Чилаева Николай продал домовладение коллежскому секретарю из Бердянска Вейштордту. Потом появился новый владелец - Павел Георгиевский. На домике, между тем, установили мемориальную доску из темного мрамора. Ее прислал в Пятигорск драматург А. Н. Островский. Короткая надпись гласила: «Дом, в котором жил М. Ю. Лермонтов. 1837-1841». Доска сохранилась и по сей день, правда, ошибочные даты, указанные на ней, пришлось забелить.

Одним из первых мысль о сохранении домика как национального достояния высказал публицист и философ Василий Васильевич Розанов, побывавший в Пятигорске в 1908 году. Тогда же он предложил устроить при домике публичную библиотеку имени М. Ю. Лермонтова. Наследники Георгиевского этому не противились, но оценили свое владение в 18 тысяч рублей...

Делом заинтересовалась Императорская академия наук. В Управление Кавказских Минеральных Вод последовал запрос, «не пожелает ли оно приобрести усадьбу г. Георгиевского и использовать ее для своих хозяйственных нужд» в целях сохранения ценного для литературной истории памятника. Но Управление Вод от этой благородной миссии предпочло уклониться, сославшись на нехватку средств и на то, что домик якобы давно потерял свой первоначальный вид, а стало быть, и историческую ценность.

Сочувствующих, как всегда, было много, но оказать реальную помощь не торопился никто. Решающим стало вмешательство городских властей Пятигорска. Городская управа сочла «безусловно необходимым, чтобы домик, где жил и творил певец кавказских гор, наш национальный поэт, был достоянием города и служил бы памятником для всех грядущих поколений о русском гении, связавшем свое бессмертное имя с Пятигорском». Управу поддержала и городская дума. 21 апреля 1911 года ею единогласно было принято постановление о приобретении домика. Владельцы его пошли на уступки, снизив цену до 15 тысяч.

Деньги можно было взять в кредит в банке. Однако и тут не все пошло гладко. Постановление городской думы не утвердил начальник Терской области, указав на то, что за городом и так числится большая задолженность, превышающая его годовой доход. Пришлось подавать дело на рассмотрение высшей инстанции - самому кавказскому наместнику Воронцову-Дашкову. И кто знает, как тут распорядился бы граф Илларион Иванович, если бы горожанам Пятигорска не помогла сама судьба. Был такой русский поэт - К. Р. Под этими инициалами он печатал свои стихи, вошел в историю русской литературы и до сих пор значится в биографических словарях. Имя его, впрочем, хорошо известно, это великий князь Константин Константинович Романов, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. Так вот, именно Константин не замедлил направить Воронцову-Дашкову письмо, обращая его внимание на сложившуюся ситуацию.

Генерал-адъютант И. И. Воронцов-Дашков был, действительно, человеком просвещенным, к тому же состоял почетным членом основанного в 1912 году в Пятигорске Кавказского Горного Общества. В ответном послании августейшему президенту Академии наук он поторопился сообщить, что соответствующий заем на 15 тысяч рублей для приобретения домика им разрешен.

Но и это еще не все. При оформлении покупки оказалось, что плата за нотариальные услуги составляет 723 рубля 30 копеек, каковых средств расходной сметой предусмотрено, увы, не было. Гласные пятигорской думы, нимало не колеблясь, решили собрать недостающие деньги между собой, но тут всех выручил, что называется, частный капитал: владелец недавно открытого в Пятигорске кинотеатра «Сплендид» торжественно внес в кассу недостающую сумму. 12 марта 1912 года домик поэта перешел в городское владение. Еще несколько месяцев спустя Кавказское Горное Общество основало здесь лермонтовский музей. Свой десятилетний юбилей члены Общества приурочили к 15 июля того же года, установив тем самым традицию: отмечать в этот день в Пятигорске (по новому стилю - 27 июля) день памяти великого поэта. «В данное время в высшей степени отрадно отметить, - прозвучали слова в торжественном докладе, - устанавливающуюся связь между нашим Обществом и городским самоуправлением, предоставившим возможность Обществу расположить свой музей и зарождающуюся библиотеку в приобретенном недавно городом домике, лежащем рядом с домом бессмертного поэта, безвременно погибшего у подножия Машука и слившего печальною кончиною свое имя с самыми популярными местами нашего города. Имя Лермонтова - светоч Пятигорска, и мы нарочно свое празднество приурочили ко дню 71-й годовщины молодого гения, давно воспевшего красоты горных вершин...»

Николай МАРКЕЛОВ, главный хранитель Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова,


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


При кистях и в погонах
И дали заповедной Теберды
Вертикаль и ведущие к ней горизонтали
Старокавказская защита
Подкова на счастье Кабарды
Дзуары Дигорского ущелья
Коста Хетагуров и Пятигорск
Духовная родина Коста Хетагурова
Коста Хетагуров в херсонской ссылке
Рай фотографа Раева
Кабардинка, Воробьевка, микрорайон Бештау
Благородство простоты
«Гусарская баллада у подножья Машука»
«Страдивари у подножия Машука»
«У самого Пятигорска»
«Замок в машукском лесу»
«Жизнь, отданная вершинам»
«Предъявите билет...»
«Пятигорское торжище»
«Несколько слов о Кавказской Ривьере»
«Лермонтов сделался моим кошмаром»
«Имя Лермонтова - светоч Пятигорска»
«Вид с трех сторон у меня чудесный»
«Самая пятигорская улица»
«Прогулка по Тропе Уптона»
«Есть такая улица...»
«Телеграф на Водах»
«Знаменитые визитеры Пятигорска»
«Шаги цивилизации»
«Подвижник, энтузиаст, археолог»
«Колючая именинница»
«Обеды у колодца нарзана»
«Мелодичный символ Пятигорска»
«Загадочные скифы»
«Звезда Лейцингера»
«Рудольф Лейцингер»
«Кавказские маршруты А. П. Чехова»
«С. В. Рахманинов»
«Город, рожденный содружеством наций»
«Были улицами Карачаевки»
«Добрый старый Новопятигорск»
«По инициативе генерала Емануеля»
«Новый ренессанс старого Пятигорска»
«Дарующий веру в исцеление»
«Каменная королева»
«Стартует курортный сезон»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Поэт, задумчиво глядящий вдаль...»
«Бедная Эльза»
«Загадки старинного дома»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!