| пятигорск | статьи | поэт, задумчиво глядящий вдаль... |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Поэт, задумчиво глядящий вдаль...ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Поэт, задумчиво глядящий вдаль...

Воскресным днем 16 августа 1889 года в Пятигорске был торжественно открыт памятник М. Ю. Лермонтову. В России это был первый памятник гениальному поэту, еще при жизни признанному наследником литературной славы А. С. Пушкина. Памятник, история создания которого затянулась на 18 долгих лет. Идея его сооружения принадлежала одному из первых лермонтоведов - журналисту П. К. Мартьянову и была горячо поддержана пятигорской общественностью, в первую очередь контрагентом Кавминвод А. М. Байковым и пятигорским врачом А. А. Витманом. В июле 1871 года объявлили всероссийский сбор средств на этот монумент, по которому в специально созданный во Владикавказе комитет поступали деньги со всех уголков страны. Вклады делали крестьяне и служащие, военные и купечество, интеллигенция и высшая знать. Размер взносов колебался от одной копейки до одной тысячи рублей. Помимо сбора добровольных пожертвований, комитет организовывал лермонтовские чтения, лекции, концерты, лотереи, также значительно пополнявшие счет. Всего же за 18 лет деятельности комитета денежный фонд памятника достиг 55 тысяч рублей.

Тем временем, в начале 1880-х годов, в Петербурге готовился конкурс на лучший проект памятника поэту: разрабатывалась программа и избиралась комиссия. Состав комиссии оказался весьма авторитетным: литераторы, художники и лица из окружения самого Лермонтова. В их число входили издатель журнала «Отечественные записки» А. А. Краевский, в свое время тесно общавшийся и сотрудничавший с Лермонтовым, бывшие сослуживцы поэта А. И. Арнольди и М. И. Цейдлер, скульптор М. О. Микешин, художник И. Н. Крамской, основатель Лермонтовского музея в Петербурге при Николаевском кавалерийском училище А. А. Бильдерлинг и др.

Интересно, что осенью 1882 года на очередном заседании этой конкурсной комиссии прозвучало неожиданное предложение установить памятник поэту не на Кавказе, а в Петербурге или в Москве. И кто знает, был бы первый российский памятник Лермонтову открыт именно в Пятигорске, если бы не князь А. М. Дондуков-Корсаков. Будучи главноначальствующим по гражданской части на Кавказе, князь настоял на том, что монумент должен быть установлен только на Кавказе. Более того, в центре самого Пятигорска уже было определено место для памятника: рядом со Спасским собором, на возвышенности, где когда-то располагалась гауптвахта, на которой после дуэли некоторое время содержался Н. С. Мартынов, убийца поэта.

В следующем 1883 году в столице был объявлен конкурс на лучший проект памятника М. Ю. Лермонтову. Он проходил в три этапа, для беспристрастности все проекты представлялись анонимно, под девизом. В третьем туре лучшей работой признали модель № 14 - «Порыв». Ее автором оказался талантливый скульптор, сын крепостного крестьянина из Ярославской губернии, ставший академиком ваяния, Александр Михайлович Опекушин, уже успевший прославиться памятником А. С. Пушкину в Москве.

Опекушин первым создавал скульптурный образ Лермонтова, и это оказалось нелегкой задачей. Не было посмертной маски - ее не делали, а прижизненные портреты Лермонтова противоречили один другому. Опекушин встречался с людьми, которые помнили поэта и могли его описать, разыскивал письма, воспоминания, документы, раскрывающие его образ, общался с первым биографом поэта - профессором Дерптского университета П. А. Висковатым и приезжал в Пятигорск, чтобы лично согласовать с архитекторами наиболее выгодное место для памятника. Ведь окружающий пейзаж должен был стать не просто фоном для памятника, а составлять единое гармоничное целое с монументом.

Тем временем в городе, под руководством ростовского архитектора Н. А. Дорошенко и кавминводского инженера К. Н. Кодрунцева, велись активные работы по сооружению Лермонтовского сквера. Крутой обрыв с южной стороны укрепили подпорной стеной из травертина, сделав смотровую площадку с видом на город и горы Кавказского хребта, внутри сквера построили игрушечного вида кирпичную сторожку и декоративный каменный грот. А для постамента из Крыма привезли восемь массивных гранитных глыб.

К июлю 1889 года в Петербурге на сталелитейном заводе А. Морана была отлита и сама бронзовая статуя поэта. По железной дороге ее доставили до станции Минеральные Воды, а затем на подводах в Пятигорск. За установкой статуи наблюдал академик Опекушин лично, специально прибывший из Петербурга с группой мастеров.

Первоначально торжественное открытие монумента назначили на октябрь, в день 75-летия М. Ю. Лермонтова. Но, в связи с разгаром курортного сезона и полной готовностью проекта, решено было открыть памятник раньше - 16 августа 1889 года. В сквере собрались участники торжеств, получившие пригласительные билеты, которых было отпечатано около полутора тысяч. Но еще больше любопытных наблюдателей расположилось вокруг сквера, желая тоже стать соучастниками большого городского праздника.

И ровно в полдень, под несмолкаемые крики «ура», с памятника слетело белое покрывало, и оркестр того самого Тенгинского пехотного полка, в котором поручик Лермонтов служил в последние годы жизни, заиграл специально сочиненный В. Саулем марш «Лермонтов». Перед собравшимися возник запечатленный в бронзе образ поэта, задумчиво глядящего вдаль, на горные вершины, и словно обращающегося к ним: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе». Тогда же в Пятигорске состоялось и знаменитое выступление осетинского поэта К. Хетагурова, который сначала прочел последнее стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк», а затем свое стихотворение, которое так и назвал «Перед памятником». Торжества продолжались весь день и закончились ярким фейерверком, надолго запомнившимся жителям города.

С тех пор прошел 121 год. Лермонтовский сквер стал излюбленным местом встреч и прогулок пятигорчан и гостей нашего города. Города Пятигорска, который уже просто немыслим без этого памятника. По-прежнему Михаил Юрьевич сидит на уступе скалы в расстегнутом сюртуке и задумчиво смотрит на серебряную цепь Кавказских гор во главе с Эльбрусом. А дата на постаменте под бронзовой лирой «16 августа 1889 года» напоминает нам о том далеком дне, когда Россия воздвигла первый памятник великому поэту.

Татьяна ЮРЧЕНКО, ст. научный сотрудник Пятигорского государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


При кистях и в погонах
И дали заповедной Теберды
Вертикаль и ведущие к ней горизонтали
Старокавказская защита
Подкова на счастье Кабарды
Дзуары Дигорского ущелья
Коста Хетагуров и Пятигорск
Духовная родина Коста Хетагурова
Коста Хетагуров в херсонской ссылке
Рай фотографа Раева
Кабардинка, Воробьевка, микрорайон Бештау
Благородство простоты
«Гусарская баллада у подножья Машука»
«Страдивари у подножия Машука»
«У самого Пятигорска»
«Замок в машукском лесу»
«Жизнь, отданная вершинам»
«Предъявите билет...»
«Пятигорское торжище»
«Несколько слов о Кавказской Ривьере»
«Лермонтов сделался моим кошмаром»
«Имя Лермонтова - светоч Пятигорска»
«Вид с трех сторон у меня чудесный»
«Самая пятигорская улица»
«Прогулка по Тропе Уптона»
«Есть такая улица...»
«Телеграф на Водах»
«Знаменитые визитеры Пятигорска»
«Шаги цивилизации»
«Подвижник, энтузиаст, археолог»
«Колючая именинница»
«Обеды у колодца нарзана»
«Мелодичный символ Пятигорска»
«Загадочные скифы»
«Звезда Лейцингера»
«Рудольф Лейцингер»
«Кавказские маршруты А. П. Чехова»
«С. В. Рахманинов»
«Город, рожденный содружеством наций»
«Были улицами Карачаевки»
«Добрый старый Новопятигорск»
«По инициативе генерала Емануеля»
«Новый ренессанс старого Пятигорска»
«Дарующий веру в исцеление»
«Каменная королева»
«Стартует курортный сезон»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Поэт, задумчиво глядящий вдаль...»
«Бедная Эльза»
«Загадки старинного дома»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!