пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
АРХИТЕКТУРА ПЯТИГОРСКА • Беседка «Эолова арфа» (Емануелевский парк)ОГЛАВЛЕНИЕ



Беседка Эолова арфаНа скале, севернее Академической галереи на самом краю обрыва, подобно бельведеру высокой башни-маяка, продуваемой всеми ветрами, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка Эола. Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта.

До 1810 г. на месте павильона Эола находился наблюдательный военный пост, а весной 1829 г. была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки и Михайловского источника. Отсюда посетители любовались живописными видами. Летом 1829 г. Командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая новый парк (ныне – Емануелевский) в «английском» стиле, разбитый у Михайловского и Елизаветинского источников, предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Названия этих павильонов – Эола, Эскулапа и Эриванского (в честь фельдмаршала Паскевича-Эриванского), по странной прихоти, начинались с одной буквы. Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами.

В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом стал павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора В. Чемберса, построенный в парке Кью под Лондоном. Этот зодчий-романтик, хорошо известный и в России, смело сочетал в своих пейзажных парках «очарованные» гроты, водопады и сооружения в китайском и греческом стилях.

Малые архитектурные формы. Беседка Эолова арфаВесной 1830 г. генерал Емануель утвердил проект беседки Эола, однако ее постройка задержалась из-за перевода окружного правления из Георгиевска в новый город Пятигорск, а затем страшной эпидемии персидской холеры. Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г. Работали солдаты строительной роты и вольные мастера. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола– оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки собирались постановить на пьедестале статую Эола.

Но главный доктор Вод Ф. П. Конради предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент – эолову арфу, широко распространенную в Европе. Модные арфы уже появились в Петербурге и в Москве. Страстный любитель музыки, доктор Конради убеждал, что «чарующие небесные звуки» будут благотворно влиять на душевное состояние посетителей Вод.

Малые архитектурные формы. Беседка Эолова арфаЕмануель одобрил это предложение и распорядился заказать удивительный инструмент. Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Кроме того, павильон обладал хорошей акустикой. На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их названиями на французском языке. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г. Над притихшим Пятигорском, среди эпидемии холеры и тревог кавказской войны, впервые поплыли печальные звуки эоловых арф. Беседка «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод.


Павильон Эола представлял собой небольшой восьмиколонный моноптер дорического ордера, с решетчатой оградой, перилами и лавками между колонн. Определяя размеры павильона, зодчий Бернардацци взял в качестве модуля ширину одного триглифа на дорическом фризе. Классическая колонна толщиной в 2 модуля имела 12 модулей в высоту.


Инструмент «эолова арфа» устанавливался в беседке в начале сезона, а по окончании его демонтировался для хранения. Спустя годы инструмент расстроился и посетители иронично стали называть его «эоловой арбой». За 30 лет арфа несколько раз исправлялась и настраивалась, а при передаче имущества Вод в аренду (контрагентство) в 1861 г. она была окончательно списана. Примерно через каждые 20 лет проводились крупные ремонты беседки, которые упрощали и изменяли ее первоначальный облик. К концу XIX века исчезли пьедестал под арфу, лепнина с фриза, стрелка и рисунок на плафоне, изменилась деревянная балюстрада, форма купола и главки. В 1890-х годах на куполе беседки в летнее время устанавливалась звучащая эолова арфа упрощенной конструкции. С самого начала беседка была любимым местом для посетителей Вод, она описана в романах, действие которых происходит в Пятигорске. Ее эоловой арфе были посвящены десятки стихотворений.

Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. беседка была наблюдательным пунктом обоих враждующих сторон. Отсюда, посредством оптических приборов хорошо просматривались дальние подступы к городу. Тогда же беседка лишилась балюстрады. Капитальный ремонт павильона состоялся лишь в начале 1950-х годов, когда ее фриз был украшен триглифами, была сделана балюстрада, обновлен купол и главка с флюгером. Беседка была признана одним из лермонтовских мест, о чем сообщает мемориальная доска 1961 г. на ее цоколе. К 1 мая 1972 г. на куполе беседки было установлено уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, – электронная «эолова арфа» (авторы – настройщик Л. Н. Роганов, инженеры Б. Н. Бурый и С. А. Козырев), которая звучала на протяжении почти 20 лет. Последний капитальный ремонт беседки (по проекту В. В. Маркова и А. С. Кихеля) был сделан в 1993-1994 гг., когда была произведена полная замена старой деревянной конструкции купола, созданной в 1831 г., и частичная замена каменных фрагментов.


Введение
Краткий очерк застройки
Константиногорское укрепление
Исследование горячих вод
Проекты обустройства вод
Начало застройки курорта
Ермоловский период
Рождение города
История курортного строительства
История городского строительства
Формирование исторических районов
Горячеводск и поселок Свободы

Здания старого Пятигорска

Лечебные заведения курорта
Николаевские ванны
Теплосерные ванны
Ермоловские ванны
Ново-Cабанеевские ванны
Тиличеевские ванны
Народные ванны
Романовская грязелечебница
Михайловская галерея
Елизаветинская галерея
Лермонтовская галерея

Гостиницы и номера
Казенная ресторация
Офицерский дом
Казенная гостиница
Отель «Бристоль»
Отель «Эрмитаж»
Гостиница «Центральная»
Номера Уптона
Номера Лейцингера
Номера Ганжумова
Номера Ходжаевых
Ресторан «Провал»
Кофейня Гукасова

Христианские храмы
Лазаревская кладбищенская церковь
Михаило-Архангельская церковь
Домовая церковь богадельни Зипалова
Подворье Второ - Афонского монастыря
Римско - католическая церковь
Лютеранская церковь

Общественные заведения
Здание городской думы
Городское казначейство
Городской крытый рынок
Мужская гимназия
Ремесленная школа имени Иванова
Церковно-приходская школа
Театральный дом
Всесословный клуб
Азово-Донской банк
Дом пятигорского лесничества
Типография Нагорова

Особняки и дачи
Домик Лермонтова
Дом Верзилиных
Дача зодчего Клепинина
Дом Алябьева
Дом доктора Дроздова
Дом капитана Мисостова
Дом инженера Незлобинского
Дом доктора Смирнова
Дом издателя Кибардина
Особняк Мациевского
Особняк зодчего Кузнецова
Вилла Карстенса
Дача «Эльза» Гукасовой
Дача генерала Чижа
Дача учителя Цетнаровича
Дача братьев Тиц
Дача «Здоровье» Вышегрода

Ландшафтная архитектура
Главный бульвар
Елизаветинский цветник
Емануелевский парк
Николаевский цветник
Нагорный парк
Лермонтовский сквер
Городской сквер
Пушкинский сквер
Казенный сад
Провальский бульвар

Малые архитектурные формы
Грот Лермонтова
Грот Дианы
Беседка «Эолова арфа»
Памятник Лермонтову
Памятник А. В. Пастухову
Надгробие М. Ю. Лермонтова
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Скульптура Орла
Фонтан «Гномы»
Бювет «Холодный нарзан»

Утраченная архитектура
Скорбященская церковь
Спасский собор
Никольская церковь
Армянская церковь
Николаевский вокзал
Железнодорожный вокзал
Дом генерала Мерлини
Дома помещика Арешева
Особняк генерала Евдокимова
Цветная беседка
Беседка «Бель-Вю»
Солдатский санаторий
Здание теплоэлектростанции
Монумент персидского принца

Информация
Зодчие старого Пятигорска
Глоссарий
Благодарности








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!