пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
АРХИТЕКТУРА ПЯТИГОРСКА • Лермонтовская галерея (Парк «Цветник»)ОГЛАВЛЕНИЕ



Лермонтовская галерея (Парк Цветник)

Пятигорск. Лермонтовская галереяКогда входишь в Цветник, то внимание сразу привлекает, похожее на прозрачный леденцовый замок из детской сказки, сооружение из кружевного металла и цветного стекла. Это самое первое сооружение такого рода на КМВ.

Первые металлические застекленные сооружения появились в середине XIX века в США и Европе. В 1840-х годах изобретатель металлического каркаса, американец Дж. Богард впервые применил сочетания широких остекленных переплетов с железными колоннами и арками. Первым подобным сооружением в Европе стал знаменитый «Кристал-Палас» (Хрустальный дворец), построенный в 1851 г. англичанином Дж. Пакстоном для первой Всемирной выставки в Лондоне. Работы этих зодчих положили начало «металлического» направления в мировой архитектуре. Во второй половине XIX века сооружения из металла и стекла широко использовались в развитых странах мира для выставочных павильонов, промышленных зданий и складов, магазинов и вокзалов, а также в качестве прогулочных галерей на известных европейских курортах – Карлсбад, Мариенбад и др. В России первое здание из железа и стекла появилось на Политехнической выставке 1872 года в Москве. Это был Морской павильон по проекту московского зодчего И. А. Монигетти.

Весной 1900 г. новым Директором КМВ стал Владимир Васильевич Хвощинский, выпускник Академии Генштаба. Этот решительный и энергичный реформатор задался целью быстро, по-военному, поднять местные Воды на уровень известных западноевропейских курортов. На пятилетнее благоустройство КМВ правительство России выделило около 2,5 млн. рублей.

Летом 1900 г. архитектор КМВ И. И. Байков посетил бывшую Нижегородскую выставку 1896 года с целью выяснения возможности использования его павильонов для КМВ. Однако они требовали сложной доработки для выполнения новых задач. Вернувшись с выставки, Байков составил задание на проектирование двух новых железных «галерей для гуляющей публики по типу европейских курортов». Просторное сооружение из металла и стекла должно было защищать «курсовых» от непогоды и жары, иметь место для прогулок и уютную гостиную для отдыха «очень важных персон», а также эстраду для парковых оркестров и театральный зал для многочисленных гастролирующих артистов и трупп.

Пятигорск. Лермонтовская галерея

Вскоре Управление КМВ заключило особый договор на проектирование, изготовление и монтаж галерей с варшавской фирмой «Вл. Гостынский и Ко». В фирме работало 340 человек. Ею руководили три компаньона – председатель правления Владислав Гостынский, финансист Марк Вишневский и инженер Зенон Хржановский, который занимался инженерной подготовкой производства. По поручению этой фирмы известный варшавский зодчий академик Стефан Шиллер в октябре 1900 г. составил эскизные проекты галерей по программе зодчего И. Байкова. Они были обсуждены в Управлении КМВ, которое внесло изменения в проект театральной части пятигорской галереи. Доработку проекта выполнил инженер З. Хржановский, который к концу 1900 г. произвел расчет всех конструктивных частей и разработал подробные рабочие чертежи. Проект был утвержден к исполнению министром А. С. Ермоловым. Основную часть деталей изготовили на фабрике фирмы «Вл. Гостынский и Ко» в Варшаве. Длинномерные части каркаса изготовил Петербургский металлический завод. Разноцветные стекла были сделаны варшавскими мастерами. Весной 1901 г. части галереи были доставлены в Пятигорск. Фирма поручила инженеру З. Хржановскому наблюдать за строительством и руководить монтажом.

Пятигорск. Лермонтовская галерея

Дебаты о месте в Цветнике под новую галерею были горячие. В итоге ее решили построить на месте протяженного деревянного павильона летнего кафе-ресторана «Цветник» перед Николаевскими и Ермоловскими ваннами. В конце 1900 г. Управление КМВ выбрало подрядчиком местное отделение владикавказской строительной фирмы «Орион», которая должна была возвести галерею к 1 июня 1901 г. Однако сооружение фундамента затянулось, так как на указанном месте оказалась подземная сеть труб от Николаевских ванн. Трубы разобрали и проложили в обход, а в зыбкий грунт забили «кустами» 76 свай. К маю вывели цоколь. Затем начали монтаж каркаса, который скрепляли заклепками. Монтаж, покраску и остекление галереи с большим трудом завершили ко дню 60-летней годовщины гибели поэта Лермонтова. 15 июля 1901 г. галерея была торжественно освящена и, по инициативе директора Вод, наречена Лермонтовской, в честь пятигорского «гения места». Затем были прдолжены внутренние работы, бетонирование пола, устройство осве щения, меблировка и пр. Управление Вод поручило известному донскому художнику И. И. Крылову изготовить основные декорации и приспособления для театральной сцены.

В августе 1901 г. галерею осмотрел министр А. С. Ермолов, находившийся на КМВ. Он разрешил директору Вод сделать к галерее две пристройки. Первая, железная в стиле галереи, была сделана у заднего фасада и предназначалась для размещения внутри прогулочной галереи киоска по продаже привозных минеральных вод. Другая, деревянный фахверк у северного торца, для артистических уборных, была построена зодчим И. И. Зелинским в мае 1902 г. Она заметно исказила общий облик галереи.

Пятигорск. Лермонтовская галерея

Железная Лермонтовская галерея на цоколе из машукского камня выполнена в стиле «металлической» эклектики, с использованием романо-готических мотивов и нарождающегося модерна. Прямоугольное сооружение длиной 80 и шириной 12 метров имеет в центре большой цилиндрический свод трансепта, по бокам которого симметрично расположены два крыла галереи, прогулочное и театральное. В средней части сделана поворотная эстрада для паркового оркестра. Металлический остов галереи обильно украшен коваными деталями – листьями каштана и лавра, повителью, щитами и пр. Ризалиты галереи украшены пестрыми цветочными витражами и ажурными башнями со стреловидными куполами, пронзающими небо. Крыша снабжена коньковым вентиляционным фонарем.

Завершенная галерея открылась для посетителей весной 1902 г., в начале курортного сезона. В 1903 г. здесь прошли юбилейные торжества в честь 100-летия КМВ и состоялся второй Всероссийский съезд курортных деятелей. Прогулочная галерея часто служила для проведения всевозможных временных выставок. Театральный зал галереи хранит память о богатой культурной жизни Пятигорска за минувший век. Галерея дошла до наших дней почти без изменений. Ныне здание принадлежит Государственной филармонии на КМВ и имеет концертный и выставочный залы.


Введение
Краткий очерк застройки
Константиногорское укрепление
Исследование горячих вод
Проекты обустройства вод
Начало застройки курорта
Ермоловский период
Рождение города
История курортного строительства
История городского строительства
Формирование исторических районов
Горячеводск и поселок Свободы

Здания старого Пятигорска

Лечебные заведения курорта
Николаевские ванны
Теплосерные ванны
Ермоловские ванны
Ново-Cабанеевские ванны
Тиличеевские ванны
Народные ванны
Романовская грязелечебница
Михайловская галерея
Елизаветинская галерея
Лермонтовская галерея

Гостиницы и номера
Казенная ресторация
Офицерский дом
Казенная гостиница
Отель «Бристоль»
Отель «Эрмитаж»
Гостиница «Центральная»
Номера Уптона
Номера Лейцингера
Номера Ганжумова
Номера Ходжаевых
Ресторан «Провал»
Кофейня Гукасова

Христианские храмы
Лазаревская кладбищенская церковь
Михаило-Архангельская церковь
Домовая церковь богадельни Зипалова
Подворье Второ - Афонского монастыря
Римско - католическая церковь
Лютеранская церковь

Общественные заведения
Здание городской думы
Городское казначейство
Городской крытый рынок
Мужская гимназия
Ремесленная школа имени Иванова
Церковно-приходская школа
Театральный дом
Всесословный клуб
Азово-Донской банк
Дом пятигорского лесничества
Типография Нагорова

Особняки и дачи
Домик Лермонтова
Дом Верзилиных
Дача зодчего Клепинина
Дом Алябьева
Дом доктора Дроздова
Дом капитана Мисостова
Дом инженера Незлобинского
Дом доктора Смирнова
Дом издателя Кибардина
Особняк Мациевского
Особняк зодчего Кузнецова
Вилла Карстенса
Дача «Эльза» Гукасовой
Дача генерала Чижа
Дача учителя Цетнаровича
Дача братьев Тиц
Дача «Здоровье» Вышегрода

Ландшафтная архитектура
Главный бульвар
Елизаветинский цветник
Емануелевский парк
Николаевский цветник
Нагорный парк
Лермонтовский сквер
Городской сквер
Пушкинский сквер
Казенный сад
Провальский бульвар

Малые архитектурные формы
Грот Лермонтова
Грот Дианы
Беседка «Эолова арфа»
Памятник Лермонтову
Памятник А. В. Пастухову
Надгробие М. Ю. Лермонтова
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Скульптура Орла
Фонтан «Гномы»
Бювет «Холодный нарзан»

Утраченная архитектура
Скорбященская церковь
Спасский собор
Никольская церковь
Армянская церковь
Николаевский вокзал
Железнодорожный вокзал
Дом генерала Мерлини
Дома помещика Арешева
Особняк генерала Евдокимова
Цветная беседка
Беседка «Бель-Вю»
Солдатский санаторий
Здание теплоэлектростанции
Монумент персидского принца

Информация
Зодчие старого Пятигорска
Глоссарий
Благодарности








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!