альпинизм
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«АЛЬПИНИЗМ» • Некоторые вопросы научно-исследовательской работы в альпинизмеОГЛАВЛЕНИЕ



 Альпинизм 

Некоторые вопросы научно-исследовательской работы в альпинизме

На современном этапе развития спорта большое значение имеют исследования, помогающие выяснению способностей спортсменов возможности их развития, состояния тренированности и вопросов реабилитации. Ниже изложены методы, которые может использовать инструктор-методист, тренер и врач, находящийся в составе группы спортсменов. К наиболее доступным и объективным методам исследования в альпинизме следует отнести: наблюдения, самоконтроль, анкетирование, опрос, тестирование, исследование реакции организма на уровень и характер физической и психической нагрузки (анализы мочи, слюны, крови, пота и других выделений), спирометрию, измерение частоты пульса, фото- и киносъемку.

Метод наблюдения представляет собой планомерный анализ конкретностью, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при занятиях и пр.), последующей проверкой результатов. Анализ записи педагогических наблюдений (поведение и состояние спортсмена) дает возможность проследить за состоянием спортсмена в процессе его деятельности. Предлагаемый нами журнал наблюдений в практике альпинизма апробирован, и полученные результаты наблюдений с успехом были использованы для представления наиболее объективных характеристик альпинистов в их спортивной деятельности. Одним из действенных и эффективных методов субъективного наблюдения является график самоконтроля.

Самоконтроль альпиниста позволяет в какой-то мере определить состояние здоровья спортсмена, уровень его тренированности, проследить за процессом восстановления организма после больших нагрузок, Субъективные показатели состояния здоровья альпиниста, в особенности во время длительных восхождений, могут пройти незамеченными для врача и тренера. Поэтому альпинист любой квалификации должен систематически сам себя контролировать. Самоконтроль не заменяет врачебного контроля, но помогает врачу и тренеру объективно оценить состояние здоровья альпиниста, заметить нежелательные изменения в организме и своевременно принять необходимые меры к их устранению. Записи самоконтроля помогают правильно составить личный план тренировки, определить готовность к восхождениям и степень восстановления организма после восхождения. Свои наблюдения и ощущения альпинист отмечает точками в клеточках, соответствующих дате наблюдений. Регулярный самоконтроль позволяет подметить начальные стадии переутомления и перетренировки при учебно-тренировочной работе и в процессе самих восхождений. В практике исследований широко используют метод анкетирования, при помощи которого выясняют часто повторяющиеся факторы позволяющие сделать конкретные выводы.

Тестирование позволяет определить знания и умения альпинистов. Например, тест на знание основ скалолазания или тест на координацию, силовые качества и др. С помощью функциональных методов исследования определяют влияние различных факторов на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы. Изучение состава мочи, слюны, пота и других выделений может дать информацию о сдвигах в организме при физических нагрузках. Исследование дыхания и состава крови открывает большие возможности к познанию вопросов акклиматизации, развития выносливости в условиях альпинистской деятельности в высокогорье, уровня восстановления организма после больших нагрузок, а следовательно, планирования процесса тренировки и режима чередования нагрузок. Все эти методы исследований в сочетании с объективными и субъективными наблюдениями дают наиболее достоверную информацию о состоянии здоровья альпиниста. Если наблюдения и функциональные методы не представляют сложности в условиях восхождений, то исследования мочи и крови необходимо проводить в лабораторных условиях.

Альпинизм


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Из истории альпинизма
Горы и горные районы СССР
Горы зарубежной Европы
Горы зарубежной Азии
Горы Австралии и Океании
Горы Северной Америки
Горы Южной Америки
Горы Африки
Горы Антарктиды
Горный рельеф
Климато-метеорологические условия в горах
Теоретические основы физиологических адаптации
Горная болезнь
Питание и водно-питьевой режим альпиниста
Опасности в горах и меры предосторожности
Опасности, связанные с рельефом местности
Опасности, связанные с климатическими и метеорологическими условиями
Снаряжение, инвентарь, экипировка
Личное снаряжение, одежда и обувь
Специальный инвентарь и оборудование
Бивуачное и вспомогательное снаряжение
Страховка
Виды страховки
Основные правила страховки
Способы страховки
Тактика страховки
Лазание с помощью веревки и крючьев
Основы передвижения по травянистым склонам и осыпям
Основы скалолазания
Основные правила скалолазания
Основы передвижения по льду
Основные правила передвижения по льду
Основы передвижения по снегу
Основные правила передвижения по снегу
Переправы через горные реки
Способы переправы через горные реки
Основные правила переправы через горные реки
Бивуаки
Виды бивуаков
Тактика горовосхождений
Тактика и организация учебных восхождений
Особенности тактики и организации учебно-тренировочных восхождений
Особенности и тактика организации спортивных восхождений
Особенности тактики и организации высотных восхождений
Спасательная служба в горах
Выпуск групп в высокогорную зону
Действия спасательного отряда при получении сообщения об аварии
Действия спасательных отрядов
Снаряжение и инвентарь для спасательных работ
Физическая подготовка альпиниста
Проявление физических качеств при занятиях альпинизмом
Периодизация в специальной физической подготовке
Психологическая подготовка альпиниста
Некоторые особенности формирования моральных качеств
Развитие и совершенствование психических качеств альпиниста
Теоретическая подготовка альпиниста
Основы методики обучения и тренировки в альпинизме
Типовая структура организации учебно-тренировочных занятий
Создание представлений об упражнениях и их выполнении
Общие требования к проведению занятий
Организация занятий
Планирование занятий
Учебно-спортивная работа
Воспитательная работа
Спортивное скалолазание
Виды спортивного скалолазания
«Cкалодром»
Методика проведения соревнований
Спортивное ледолазание
Виды спортивного ледолазания
Некоторые вопросы научно-исследовательской работы в альпинизме









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!