христианство на северном кавказе до XV века | крым — форпост византийского православия
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ • Крым — форпост византийского православияОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианство на Северном Кавказе до XV века 

Крым — форпост византийского православия

Обратимся к Таврике — Крыму. Здесь история христианства и его древности изучены гораздо лучше Северо-Западного Кавказа. Это очень важно, так как Крым, тесно связанный с Византией, был одним из исходных плацдармов проникновения греко-православного христианства на Кавказ и его проводником. Именно поэтому имеет смысл кратко охарактеризовать крымское христианство, без которого история кавказского христианства не может быть правильно понята и интерпретирована. Археологические материалы свидетельствуют о том, что уже в первой четверти IV в. христианство на Боспоре получило значительное распространение. В 1898 г. в Керчи было найдено ристианское надгробие с крестом и надписью: «Здесь покоится Евтропий» 304 г., о том же говорит участие в работе I Вселенского собора в Никее епископа Боспора Кадма (325 г.) и т.д. В 381 г. уже существует Херсонская епархия, на некрополях крупнейших крымских городов Херсона и Боспора появляются склепы с раннехристианскими росписями и эпитафиями, в конце IV-V вв. в Херсоне началось строительство христианских храмов. Как и везде, распространение христианства в Крыму было одним из наиболее ярких проявлений византийской политики в Северном Причерноморье и стремления создать обширную и устойчивую пограничную зону, в том числе Таврическую на границах византийской ойкумены. Херсон и Боспор стали мощными форпостами византийского влияния — не только культурно-религиозного, но и политического, эконономиического — в Крыму и на прилегающих обширных территориях, включая Северный Кавказ. А христианизация этих племен рассматривалась как самая надежная гарантия византийских интересов. Активная строительная деятельность византийцев в Крыму развернулась в VI в. при императоре Юстиниане I. Укрепляется Херсон, область Дори с Мангупом, воздвигаются крепости в Алустоне (Алушта) и Горзувитах (Гурзуфе), представлявших крупные поселения местного аланского населения. Идет энергичная христианизация Таврики, около 548 г. по просьбе крымских готов к ним был послан православный епископ из Византии. О сходных актах приобщения к христианству местных алано-готских племен свидетельствуют захоронения Савага и Фаиспарта в усыпальнице 481 г., представлявшей по конструкции типичную для аланской культуры Северного Кавказа катакомбу. На стенах этих керченских склепов V в. были краской нанесены имена и надписи с молитвами и поминаниями усопших. Названные имена, как и имя Сорака в одной из керченских катакомб с фресками V в., имеют иранский облик. Следовательно, крымские аланы, бывшие выходцами из Нижнего Подонья и Северного Кавказа, уже в V в. знакомились с православным христианством, и это знание могли доводить до сведения прикавказских алан.

В V-VI вв. в Таврике развернулось церковное строительство, что для Византии приобрело, по-видимому, характер важнейшей государственной задачи. Во всех больших населенных пунктах строятся вместительные базилики. Особенно крупная базилика возводится на Мангупе. Видимо, это был кафедральный храм, а с XIII в. центральный собор Готской митрополии. Необычайное скопление христианских храмов наблюдается в Херсоне, полностью еще не раскопанном: 13 базилик, два здания центрической композиции, пять крестообразных, семь крестовокупольных храмов и около 20 небольших квартальных часовен XI-XV вв. Бесспорно, Херсон стал крупнейшим центром христианства в Крыму. Автор современного исследования христианства в Херсоне Н. М. Богданова убедительно показывает автокефальный характер Херсонской архиепископии X-XIII вв., в нотициях (списках) стоящей, как правило, на высоком 18-21-м месте и в Крыму занимавшей лидирующее положение. Множество небольших и скромных приходских церквей раннесредневекового Крыма и иных христианских древностей описаны исследователями как и фресковые росписи. Все это создает прочную источниковую базу для вывода о традиционной византийской доминации в Таврике, временами слабевшей, но, тем не менее, сохранившейся: в 841 г. император Феофил установил в Херсоне фему, тем самым придав ему статус византийской провинции и части Империи.

Появление в VII в. хазар несколько ослабило позиции Византии, но с установлением союзнических отношений с Хазарией византийское влияние и христианство в Крыму возрождается.

Крымское христианство устояло и в период татаро-монгольского нашествия XIII в., и в эпоху господства Золотой Орды. Но в связи с появлением венецианских и генуэзских купцов и факторий в Крыму, усилением итальянского влияния начинается экспансия западно-римской католической церкви. Мы остановимся на этом ниже. Из нашего краткого обзора вытекает, что с VI-VII вв. Крым стал важным форпостом византийского православного влияния на прилегающие регионы и среди них — Северный Кавказ. Стабильные связи Северного Кавказа и Крыма, в том числе этнические, не могли не затронуть такую жизненно важную сферу, как христианство. Поэтому уже априори мы можем допускать такую возможность и посчитать неверными утверждения о том, что сношения Византии с Северным Кавказом шли не через Боспор, а исключительно через перевалы Северо-Западного Кавказа. Это были параллельно функционировавшие пути, обеспечивавшие два главных направления продвижения византийского влияния на север Кавказа и действовавшие в зависимости от времени и политических обстоятельств, ведущую роль могло играть то одно направление, то другое.


БИБЛИОТЕКА

ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ДО XV ВЕКА

О книге
Вступительное слово
От автора
Христианская миссия Византии
Христианство в Закавказье и восточном Причерноморье
Распространение христианства на северо-западном Кавказе
Крым — форпост византийского православия
Проникновение христианства в Хазарию
Первые контакты алан с христианством
Версия о св. Максиме Исповеднике
Следы христианства VIII-IX вв. в Алании
Базилика Ильичевского городища. Bepcия
Принятие христианства Аланией
Нижне-Архызское городище Аланской епархии. Зеленчукские храмы
Структура Аланской епархии
Свет христианства из Грузии
Область Двалетия
Область Дзурдзукетия
Область Дидо
Римско - католическая экспансия
Венецианцы и генуэзцы в Причерноморье и на Кавказе
Католическая кафедра на Верхнем Джулате
Католическая миссия у алан в Китае
Заключение
Об авторе

БИБЛИОТЕКА
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!