пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Государственный туризм в Советской России и СССР

Важнейшим фактором, предопределившим формирование специфических советских форм коллективного туризма, было подчинение туризма целям и задачам Советского государства. С самого начала туризм рассматривался его руководителями (начиная с В. И Ленина) как средство "пропаганды социалистического строительства". Элементы коммерческого туризма, которые сложились в период НЭПа, были-к концу 20-х гг. свернуты, зато было создало "Общество пролетарского туризма", главной целью которого объявлялась поддержка пролетариата в строительстве социализма. Впоследствии туризм был объявлен важным средством коммунистического воспитания трудящихся, а также одним из важнейших канатов пропаганды советского образа жизни в условиях обострения идеологической борьбы. Идеологизация туризма, а также ряд политических и экономических факторов (в частности отсутствие свободы передвижения и валютные ограничения) привели к практически полному контролю государства над международным туризмом.

В целом вплоть до конца 80-х гг. в Советском Союзе действовала система распределительная система поездок за границу (лишь в 1988 г. ''в порядке эксперимента'* начался переход от распределения путевок через профсоюзные организации к продаже путевок через отделения и агентства Госкоминтуриста СССР). Для абсолютного большинства населения СССР возможность туристской поездки за границу зависела не от желания, и даже не от материального достатка, а от доступа к системе распределения поездок. При такой системе весьма сложно было говорить о свободном выборе. Точнее, выбор того или иного маршрута (прежде всего, в случае поездки на Запад) определялся не внутренними потребностями и интересами туриста, я наличием турпутевок на тот или иной маршрут, свободных мест в той или иной тургруппе или просто везением. Иными словами, для того, чтосы поехать на Запад нужно было обладать какими-то особыми, иногда неопределимыми качествами. Парадоксальным образом при советской власти воспроизводилось почти религиозное отношение к поездке в Западную Европу как к форме приобщения к ценностям, недоступным простым смертным. Правда, в стране тотального дефицита потребительских товаров изменилось представление о ценностях. Уже в 20-е годы начал складываться стереотип поведения советского туриста за границей, который включал в себя, в частности, стремление пополнить скудные валютные запасы за счет контрабандного вывоза черной икры или другого товара, пользующегося спросом в Западной Европе, для того, чтобы приобрести дефицитные товары, отсутствующие в СССР.

В фельетоне Валентина Катаева "Наши на границей" (1927г.) выведен образ советского обывателя, который в предвкушении поездки на Запад мало ест, мало спит, надоедает знакомым телефонными звонками. Получение разрешения на выезд наполняет его сознанием собственной значимости (пролетая ураганом по улицам, он то и дело высовывается из машины и, размахивая шляпой кричит, встречным знакомым: "Приво! Уезжаю в Западную Европу..."). Наконец, вес формальности улажены (паспорт получен, визы поставлены, деньги в банке обменяны на валюту) но вот тут-то именно и начинается главная горячка: турист вновь обзванивает знакомых чтобы узнать сколько стоит в Западной Европе наша паюсная икра и правда ли, что наши русские папиросы считаются шикарными.

Интересно, что в очерках Катаева о его собственной поездке в Австрию, Германию и Францию, явно чувствуется, что одно из сильнейших впечатлений на самого автора, который входил в число привилегированных писателей и никак "не бедствовал", произвели парижские магазины. Что же тогда говорить о рядовом обывателе!

Справедливости ради надо отметить, что меркантильные соображения накладывали отпечаток на туристское поведение не только советских обывателей. В период между мировыми войнами низкий курс немецкой марки по отношению к основным европейским валютам привлекал в Германию значительное число туристов, единственной целью которых было сделать покупки по выгодной цене. Владимир Маяковский отмечал в одном из очерков о своей поездке по Европе 1923 г.: "В Берлин приезжают одеваться середняки из высоковалютных стран. С неделю перед отъездом всё носят на себе, чтобы вещь слегка обносилась и не вызывала особой алчности таможенников". Этот мотив дополняет картину туристских мотивов и в наши дни, но только в СССР периода товарного дефицита он приобретал гипертрофированное значение.

Постоянная нехватка самого необходимого во многом объясняла поведение советских граждан за границей и в последующие периоды. Как известно, при поездке в капиталистические страны туристы получали весьма ограниченную сумму валюты. В то же время стоимость поездок была весьма высока. Сочетание этих двух факторов с товарным голодом воспроизводят своеобразные модели поведения советского туриста за границей, кот пытается покупкой дефицитной вещи окупить высокую стоимость под Материальными атрибутами такого туризма были, в частности, кипятилы и консервы, позволяющие экономить на еде. К специфическим чертам поведения советского туриста за границей относилась также торговля личными вещами для получения местной валюты. Разумеется, такая деловая активность отличала далеко не всех туристов. Распределительная система поездок за границу не исключала того, что в познавательные туристские поездки попадали люди с развитыми культурно-познавательным потребностями. Нередко возникали проблемы совместимости разных типов ценностных ориентации и интересов в составе одной группы и в рамах единой культурно-экскурсионной программы. Деловые интересы часто входили в противоречие с эстетически-познавательными ингересами других.

Рискуя повториться, отметим еще раз, что желание купить товары подешевле - это обычный мотив, свойственный отнюдь не только советскому туризму. Шопинг-туризм - это вполне достойная старая туристская традиция. Проблема была именно в отсутствии свободного выбора в условиях распределения путевок. В таких обстоятельствах многие туристы старались (или были вынуждены) превращать в шопинг-тур любую экскурсионно-познавательную поездку. Как отмечал Д. К. Исмаев в своей работе о системе организации советского туризма за границу, "...одним из мотивов поездки для значительной части советских туристов за границу являлось стремление приобрести дефицитные товары. С введением в конце 1988 г. таможенных ограничений на вывоз товаров из ЧССР, ГДР и некоторых других стран этот мотив перестал действовать. В этой связи в работе по комплектованию групп во многих отделениях и агентствах Госкоминтуриста СССР возникли определенные трудности. Вместе с тем произошло резкое и в то же время благоприятное изменение состава туристских групп, которые стали больше заполняться туристами, для которых основной целью путешествия является ознакомление с достопримечательностями других стран."

Сегодняшние традиции поездок за границу, которые складываются или уже сложились на наших глазах, в каком-то смысле продолжают традиции советского туризма. Так, очевидно, что навыки челночного бизнеса формировались еще в эпоху распределения путевок. В то же время, возможность свободного выбора маршрута поездки, исходя из собственных (а не государственных) интересов и финансовых возможностей формирует культуру массового туризма, обычную для большинства европейских стран (под массовым туризмом здесь понимаются не его количественные масштабы, а особенности туристского поведения). Эта традиция предполагает значительное разнообразие видов туризма по целям, функциям и мотивам: от культурно-познавательных до рекреационно-развлекательных и шопинг-туров. Тип советского туриста, экономящего на всем для покупки дефицитных товаров, сменяется типом нового русского, отправляющегося за границу, чтобы потратить деньги на развлечения. Довольно агрессивная рекламная политика формирует характерное для массового туризма отношение к поездкам как к престижному товару, когда для многих состоятельных потребителей туристских услуг познавательный компонент путешествия сводится к знакомству с новыми видами развлечений. В то же время люди, обладающие развитыми культурно-эстетическими потребностями, получают возможность ознакомиться с интересующими их памятниками культуры и произведениями искусства, не тратя время на обязательное посещение социально-политических объектов, как это было при групповых поездках в советское время.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!