| пятигорск во времени и пространстве | размышления у «парадного подъезда» |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • Размышления у «парадного подъезда»ОГЛАВЛЕНИЕ



 Пятигорск 

Размышления у «парадного подъезда»

Пятигорский вокзал не столь оживлен, как столичные, но и он бывает многолюден - порою на его перронах собираются сотни людей. Большинство их воспринимает существующее ныне здание вокзала со всем окружающим, как само собой разумеющееся. О том, что стояло здесь когда-то другое здание и все вокруг него было по-иному, вспоминают немногие. Как-никак почти сорок лет прошло с тех пор, как начались здесь грандиозные перемены, в результате которых засверкал громадными окнами бетонный параллелепипед нового вокзала, взметнулась рядом с ним гостиница-«высотка», нырнул под пути подземный переход а старое вокзальное здание исчезло, как будто его никогда и не было. Заглянув в прошлое, можно увидеть как возник «парадный подъезд» Пятигорска, чем был интересен в те времена, что пережил за годы своего существования.

О железной дороге патриоты Пятигорска мечтали еще в середине позапрошлого века. Один из них писал в газете «Кавказ»: «...скоро придет пора, когда нити железных дорог побегут по России и тогда наш Пятигорск сделается одним из приятнейших городов России». Этой мечте было суждено сбыться не скоро. Железнодорожная линия Ростов - Владикавказ, проложенная в 1875 году, легла в стороне от курортов. Много времени потратили, много бумаги исписали, много копий сломали в спорах городские и курортные власти, прежде чем добились разрешения строить курортную ветвь Минеральные Воды - Кисловодск. Но и на этом дело не кончилось. Очень не хотелось «отцам города» пускать дымящую и шумящую «чугунку» в курортную местность - они предлагали проложить пути в стороне от Пятигорска, а в городе устроить так называемую «заездную», а не «проездную» станцию. Дорожникам это сулило немало лишних хлопот, и они сумели не только настоять на своем варианте прокладки пути, но и получить для размещения железнодорожной станции Ярмарочную площадь, замыкавшую город с запада и намеченную городскими властями под строительство жилья.

Строилась железнодорожная ветка непривычно быстрыми для нас темпами. Весной 1892 года была вынута первая лопата земли на будущей трассе, а всего год спустя, 14 мая 1893 года, в Пятигорск уже пришел первый поезд. Правда, для открытия регулярного движения потребовался еще год, в течение которого столь же ударными темпами возводились станционные постройки, в первую очередь, вокзалы.

Нелишне напомнить, что нынешнее «транспортное» значение снова «вокзал» только-только входило в обиход. Еще в толковом словаре 80-х годов XIX века можно прочитать буквально следующее: «Воксал (англ.) -здание на загородном гулянии, для увеселения». Имелся в Пятигорске и такой - в Николаевском цветнике. Но в отличие от увеселительного, построенного из легких деревянных конструкций, железнодорожный получил капитальное каменное строение, не только вместительное и удобное, но и красивое, как все вокзальные здания на Кисловодской ветке.

Считается, что проектировал их главный архитектор Владикавказской железной дороги Е. Дескубес, который позаботился о том, чтобы каждый из вокзалов имел собственное неповторимое «лицо», но вместе с другими составлял единый архитектурный ансамбль.

К тому времени, когда станция Пятигорск стала принимать пассажирские поезда, город почти вплотную приблизился к ней. Но все же идти с вокзала пешком, да еще с вещами, никому бы и в голову не приходило. В центр города и в курортный район пассажиров доставляли извозчики - на старинных фотографиях и открытках мы видим, как множество пролеток ожидает прибытия поезда. Перевозка пассажиров была делом прибыльным. Поэтому неудивительно, что среди самых ярых противников трамвая, которым город решил обзавестись в 1903 году, были извозчики, опасавшиеся конкуренции. И опасения эти были не напрасными - трамвай сразу же получил признание приезжих, тем более, что конечную его остановку устроили прямо на перроне. Пассажиру, сошедшему с поезда, оставалось сделать всего несколько шагов, чтобы очутиться в вагоне этого нового удобного вида транспорта.

Впрочем, извозчики тоже не оставались в накладе - пассажиров хватало и им. Ведь на пятигорском вокзале останавливалось шесть поездов дальнего следования - из Петербурга и Москвы, Новороссийска и Царицына, Тифлиса и Баку. Да и местных поездов в разгар сезона ходило ежесуточно более тридцати пар - примерно столько же, сколько насчитывается их сегодня. Правда, поезда были менее вместительными, чем нынешние: шесть - семь облегченных вагончиков дачного типа могли увезти от силы две сотни пассажиров. Это естественно вызывало частые жалобы на тесноту и давку.

Правление дороги понимало, что многое в организации пассажирского движения на Кисловодской ветке еще несовершенно и старалось поправить дело - постоянно увеличивало количество остановок и поездов, приноравливало их расписание к потребностям курортной публики, создавало удобство в продаже билетов, которые можно было приобрести на перроне или даже в поезде. Не было забыто и питание пассажиров. «Стол в железнодорожных буфетах дешевле и лучше, нежели в местных ресторанах», - читаем в одном из документов того времени. Ресторан пятигорского вокзала не был исключением - многие курортники, да и местные жители предпочитали его городскому общепиту.

Пятигорский вокзал всего на несколько лет опередил в своем рождении XX век. Почти ровесники, они вместе встречали и переживали бурные события, которыми изобиловала история России.

Первая мировая война. Пятигорский вокзал забит беженцами из западных губерний и новобранцами в серых шинелях. По ночам к его перронам подходят санитарные поезда, переполненные ранеными.

Гражданская война выплескивает на привокзальную площадь митингующих солдат с красными ленточками на папахах, мешочников, матросов, перепоясанных пулеметными лентами. Там, где еще недавно останавливались кокетливые дачные вагончики, стоят воинские эшелоны и бронепоезда.

30-е годы. В горах Кавказа строится Баксанская ГЭС. Ее энергия используется для движения поездов на Кисловодской ветке. Первый пассажирский состав без локомотива, прозванный позже «электричкой», прибывает на пятигорский вокзал 6 ноября 1936 года.

Грозное лихолетье Великой Отечественной Жизнь вокзала подчинена девизу «Все для фронта, все для победы!» Потом черные дни оккупации. В январе сорок третьего - радость освобождения, омраченная горечью потерь. Станционные здания сожжены, рельсы взорваны. Кажется, никогда не ходить здесь поездам. Но проходит всего месяц и движение возобновляется.

Шестидесятые годы. Туристский бум. В Пятигорск ежедневно прибывает по несколько поездов с желающими увидеть достопримечательности Кавминвод. Специально для туристских поездов рядом с вокзалом строится платформа - по табличкам на стоящих около нее вагонов можно изучить географию страны.

Семидесятые годы. Пятигорск охвачен строительной лихорадкой. Повсюду громады многоэтажек теснят кварталы старых домов. Пафос этого наступления заставляет забыть о ценности памятников истории, к которым относится и пятигорский вокзал. Уютный и живописный, он уступает место безликой бетонно-стеклянной конструкции.

Конец XX столетия. Боевые действия в недалекой Чечне отдчются эхом взрывов, дважды сотрясавших пятигорский вокзал. Отсюда - постоянное присутствие здесь вооруженных людей в камуфляже.

И вот - заря нового века, нового тысячелетия. Растет поток пассажиров, которые уже с трудом вмещаются в новые шестивагонные поезда. Новинки в обслуживании пассажиров вокзальным «Сервис-центром»: факс, ксерокс, компьютер с выходом в Интернет. Всюду бары, кафе, бистро, киоски, бутики, ларьки, лотки - на перроне, в залах ожидания, на привокзальной площади.

Торопливая и суетная сегодняшняя жизнь не позволяет человеку остановиться, оглянуться, поискать следы минувшего. А они на пятигорском вокзале есть. Вон, за путями, около забора, высится башня из старинного желтого кирпича, основательно потемневшего за сто с лишним лет. Когда-то она была водонапорной. Жилые дома для станционных служащих востребованы до сих пор. Измененные позднейшими пристройками, они все же напоминают нам о временах своей молодости, когда мимо них пробегали белые дачные вагончики, а деревья вокруг были совсем молодыми. Эти, прожившие долгий век кряжистые великаны -тоже свидетели истории пятигорского вокзала, живые памятники его прошлого.


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!