| «край, овеянный легендами» | абазины
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«КРАЙ, ОВЕЯННЫЙ ЛЕГЕНДАМИ» • АбазиныОГЛАВЛЕНИЕ



 Карачаево-Черкессия 

«КРАЙ, ОВЕЯННЫЙ ЛЕГЕНДАМИ», авторы: М. Х. Ахметов и Т. А. Марчануков

Абазины

Из Черкесска в Архыз можно попасть двумя маршрутами. Первый — это уже известный нам маршрут по долине реки Кубани до Кумышского моста, а затем дорога идет на запад через туннель до станицы Зеленчукской, откуда рукой подать до Архыза. Второй маршрут проходит по долине Малого Зеленчука.

Описание этого маршрута в туристских путеводителях почти отсутствует... А между тем дорога эта удобная, здесь немало интересных мест и достопримечательностей.

Началом этого маршрута из Черкесска можно считать Псыжский мост через Кубань. Дорога от моста идет прямо на Запад, мимо одного из старейших абазинских аулов Псыж.

Абазины — один из древнейших народов Кавказа. Предки нынешних абазин жили на восточном побережье Черного моря. Долголетняя историческая и географическая близость абазин и черкесов наложила определенный отпечаток на сходство их облика, языка, характера, быта, нравов, культуры, искусства.

В 1552 году и позже представители абазин вместе с черкесами ездили послами в Москву и просили Ивана Грозного принять их земли и народ под свое покровительство, присоединив, тем самым, как и черкесов, к России.

Академик Петр Симон Паллас в «Записках о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793—1794 годах» писал об абазинах: «Малая Абаза, называемая Алтыксеком, состоит из шести племен, а именно: Шантемир, Кличши, Кеш, Лоу, Биберд и Дударук. Малая Абаза расположена на речке Марацк до Подкумка. Эти народы населяют, таким образом, частью турецкие, частью русские границы. У них нет князей, а только начальники племен.

Абазы были христианами, но их знать исповедует в настоящее время магометанство. Их обычай, одежда и образ жизни похожи на черкесские. Заметна также некоторая аналогия в языке этих двух народов. Так же как и черкесы, они занимаются земледелием, но они больше существуют за тет продуктов скотоводства. Они прославились красивой и высокой породой лошадей». В данное время в области имеются 13 абазинских аулов. Они, в основном, расположены в Адыге-Хабльском, Хабезском, Прикубанском, Мало-Карачаевском и Усть-Джегутинском районах.

По последним данным, в области насчитывается 25 тысяч абазин. Абазины с давних времен жили вперемежку с черкесскими аулами от Приэльбрусья до побережья Черного моря. Точно неизвестно, когда и почему они переселились с Запада в центральную часть Северного Кавказа. Предполагают, что это переселение началось в XIV веке, т. е. в тот момент, когда часть черкесов начала осваивать центральную часть территории Северного Кавказа. Это произошло, примерно, после татаро-монгольского ига, когда в центральной части Северного Кавказа образовались свободные территории плодородной земли. Заняв часть этой территории, абазины обеспечили себя обширными пахотными, пастбищными и сенокосными угодиями.

Ученые-языковеды считали абазин двуязычным народом из-за владения ими свободно черкесским языком. Теперь же они стали трехязычными, ибо как и у всех народов Советского Союза русский язык стал и для абазин родным языком. Ни в обычаях, ни в одежде, ни в музыке, ни в облике лица абазины ничем не отличаются от черкесов, даже танцы одни и те же, только абазины более темпераментно их исполняют. Поэтому, видимо, с давних времен бытует поговорка: «Нет не танцующего абазина и не закупающего шкур еврея». Причем, казалось бы здесь евреи. Дело в том, что в наших черкесских и абазинских аулах до революции проживало много евреев, которые занимались мелкой торговлей и ремеслом по выделыванию шкур овец, лошадей и крупного рогатого скота. Видимо, от этого и пошла в народе такая поговорка. Абазины, действительно, очень любят свои народные танцы и исполняют они их очень темпераментно и красиво.

До революции абазины тоже не имели своей письменности. В 1935 году видный просветитель Татлустан Табулов создал абазинскую письменность, и школы в абазинских аулах перешли на преподавание родного языка. Абазинские писатели достигли больших успехов в развитии всех жанров литературы.

Народ абазинский красивый, стройный и темпераментный, щедрый и гостеприимный, с высоко развитым чувством интернационализма. Вот, например, аул Псыж, с которого начался наш маршрут. Он один из древних аулов, до революции назывался Дударуковским по имени князя Дударукова, о котором упоминал академик Паллас. Тогда аул был маленьким, а сейчас насчитывает более двух тысяч дворов. Здесь можно встретить представителей многих национальностей нашей страны. Все они живут дружно и зажиточно. Обычно часть членов одной семьи работает в колхозе, а часть в городе. Это создает благоприятные условия для материального обеспечения и духовного развития семьи.

Аульский Дом культуры один из самых лучших в области. Его эстрадный оркестр и детский танцевальный ансамбль неоднократно завоевывали первенства в крае и республике.

Близость аула с городом дает своеобразный отпечаток на характер и быт его жителей. Горожанам хорошо известны фрукты, овощи, мясомолочные продукты, птица, хлебобулочные изделия из аула Псыж. Здешний колхоз «Кубань» практикует оплату труда натурой — в полеводстве зерном, овощами и фруктами, а в животноводстве — поголовьем овец за сверхплановые приплоды и надои молока. Кроме того, при каждом псыжском дворе есть ухоженные приусадебные участки, где выращиваются разные овощи и фрукты. Жители также содержат коров, овец, коз, птиц и кроликов. Хорошее транспортное сообщение с городом позволяет аульчанам быстро доставлять товары на городской рынок.

Многие молодые ребята и девчата учатся в городских средних специальных заведениях и в институте. Это очень удобно, живя дома, они могут приобрести в учебных заведениях города нужную специальность или повысить свое образование. Среди мужской части области абазинские девушки на особом счету. Они славятся красотой и аккуратностью, хозяйственностью, сообразительностью и трудолюбием. В то же время они учтивы, скромны и очень любят веселье и танцы. И, видимо, не даром говорят, что если хочешь иметь в доме хорошую хозяйку, женись на абазинке. И действительно, немало в черкесских семьях невесток-абазинок.


БИБЛИОТЕКА

О книге
Вместо предисловия
Путь в страну Нартов
Ногайцы
Черкесы
Город начался с редута
Огонь вечной памяти
Люди Карчи
Карачаевск
Колыбель природы
Абазины
Горы — это серьезно
В Архыз через Хабез
Долины двух Зеленчуков и Лабы
В Кисловодск через Бичесын










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!