пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | цей
БИБЛИОТЕКАСонгути, Дигория, Цей (Центральный Кавказ)ОГЛАВЛЕНИЕ

Библиотека

Сонгути

Две скальные башни вершины Сонгути (4460 м) расположены в северо-восточном углу Караугомского плато, в центральной части Цейского хребта, между Уилпатой на юге (за перевалом Сонгути) и (за несколькими башнями-жандармами Цейского хребта) Уларгом на северо-востоке.

От первого Малого жандарма Северо-восточного гребня Сонгути на запад отходит Саудорский хребет. На восток к Уилпатинскому леднику с Сонгути спускаются крутые, сильно разрушенные скальные стены восточных ребер и. контрфорсов, разделенных крутыми узкими камнепадоопасными ледово-снежными кулуарами. На Караугомское плато спускаются крутые разорванные ледово-снежные склоны.

Вершина хорошо освоена альпинистами. Траверс Сонгути с юго-запада впервые пройден Т. Волгиной, Ю. Арпишевским, Л. Богородским, 3. Федоровым, М. Шестаковым, 8—10 августа 1947 г., а в обратном направлении — группой Р. Андреева в 1953 г.

98. Сонгути по Северо-западной стене, 4Б к/тр (В. Лубенец, Л. Калишевскнй, В. Радель, А. Чернобровкин, 8 августа 1947 г.).

99. Сонгути по Юго-западному гребню, 4А к/тр (Ф. Зауберер, И. Антонович, А. Золотарев, П. Курилов, 20 августа 1934 г.).

100. Сонгути по Левому контрфорсу и Центральному ребру Восточной стены, 4Б * к/тр (Г. Беликов, А. Балабанов, А. Дурнов, К. Николаев, 24 августа 1949 г.).

100А. Сонгути по контрфорсам Восточной стены, 4Б * к/тр (А. Дурнов, А. Балабанов, Г. Бухаров, В. Пионтухович, 6 сентября 1950 г.).

101. Сонгути по Восточной стене Центрального ребра, 5Б к/тр (В. Шумихин, А. Вселюбский, Ю. Григоренко-Пригода, Ю. Грушко, В. Ткаченко, Э. Шатаева, 11 августа 1970 г.).

102. Сонгути по Правому контрфорсу Восточной стены, 5А к/тр (К. Кузьмин, В. Тихонравов, 18 июля 1950 г.; Б. Голубев, Р. Абдураманов, М. Губерман, А. Калмыков, М. Токарь, 25 июля 1950 г.).

98. Сонгути по Северо-западной стене (маршрут комбинированный В. Лубенца, 4Б к/тр).

Путь от КСП Цейского района или от селения Дзинага (группа 4—5 человек) до исходного бивуака на площадках Западного гребня вершины Бивуачной описан в маршруте 83.

С площадок подойти по Восточной ветви Караугомского плато (закрытые трещины) под Северо-западную стену вершины Сонгути. С плато, преодолев по снежному мосту бергшрунд, подняться по крутому ледово-снежному 150—200-метровому склону к скальным островкам в направлении седловины между вершинными башнями Сонгути (возможны лавины, камнепад — крючьевая страховка). Далее по заснеженным скальным островкам средней и выше средней трудности, чередующимся с крутыми ледово-снежными гребешками-склонами (возможен камнепад — крючьевая страховка), подняться под скальный взлет вершинных башен.

Отсюда по крутому, косому ледово-снежному склону кулуара 200 м вправо-вверх (крючьевая страховка). Затем по заснеженным, средней и выше средней трудности, скалам стенки подъем на седловину между башнями. На площадке седловины бивуак. От исходного бивуака 10—14 часов. Дальнейший подъем на вершину Сонгути описан в маршруте 99.

Спуск по пути подъема или по Юго-западному гребню с дюльферами по стенкам (см. маршрут 99). Продолжительность маршрута без подходов 2 дня.

99. Сонгути по Юго-западному гребню (маршрут комбинированный Ф. Зауберера, 4А к/тр).

Путь от селения Дзинага (группа 4—8 человек) до исходного бивуака на площадках Западного гребня вершины Бивуачной описан в маршруте 83.

С площадок по Восточной ветви Караугомского плато (закрытые трещины) подойти под правую сторону седловины перевала Сонгути, соединяющей вершину Сонгути слева с Уилпатой справа. С плато по снежному склону выйти к бергшрунду и, пройдя его по снежному мосту, двигаться 200—250 м прямо вверх по крутому ледово-снежному склону (лавиноопасно — крючьевая страховка). Затем, преодолев верхнюю трещину, по крутому ледово-снежному склону (лавиноопасно — крючьевая страховка) подъем 100 м на перевал Сонгути. От исходного бивуака 3—5 часов.

Вариант подъема на перевал Сонгути от КСП Цейского района. Путь от КСП до Нижних ледовых ночевок на правобережной морене Цейского ледника описан в маршруте 83. От ночевок свернуть вправо и подниматься по осыпям правого берега реки Уилпатинки. Перейдя поток, двигаться вверх по тропе левого берега Уилпатинки, текущей в узком каньоне. За каньоном по травянистым склонам, затем бараньим лбам (камнепад) выйти на песчаные площадки у озера под языком Уилпатинского ледника. От КСП Цейского района 4—5 часов.

От озера крутой подъем по ледовому склону на язык ледника. Далее, обходя трещины и нижнюю часть ледопада по правой стороне, достичь его наиболее узкой части, которую проходить также по правой стороне. По поверхностной правой морене ледника выйти на его верхнее снежное плато. С правой стороны плато на Юго-восточном контрфорсе пика Ониани хорошие площадки — Волгинские ночевки. От КСП Цейского района до Волгинских ночевок 7—8 часов.

С места выхода на плато пересечь его влево и подойти к снежному склону под седловину гребня-отрога, отходящего от правой стороны перевала Сонгути, на восток, между ледовыми сбросами справа и Западным гребнем СКВО слева.

С плато, преодолев бергшрунд, по крутому снежному склону, затем по простым разрушенным и заснеженным скалам подъем на гребень-отрог левее свисающих с него ледовых сбросов. Здесь свернуть влево и выйти на скальные площадки Воробьевских ночевок. От Волгинских ночевок 3—4 часа. От КСП Цейского района 10—12 часов. На площадках исходный бивуак.

С площадок (места выхода на гребень) свернуть вправо. Подниматься по правой стороне широкого ледово-снежного склона ледника Воробьева, левее ледовых сбросов гребня-отрога, в направлении перевала Сонгути, расположенного между вершинами Уилпата слева и Сонгути справа. С ледника, пройдя по снежному мосту бергшрунд, двигаться вверх по широкому, крутому снежному склону-кулуару правее или левее стенки вытянутого вверх скального острова-ребра (лавины, камнепад). По сильно разрушенному, возможно заснеженному, кулуару подъем на Юго-западный гребень вершины Сонгути правее II жандарма перевала Сонгути.

Здесь свернуть вправо и подниматься по простому пологому заснеженному скальному Юго-западному гребню. Небольшой III жандарм проходить по простым скалам в лоб, можно обойти и слева (страховка). Далее по простому заснеженному скальному гребню выйти к IV жандарму, который преодолевать в лоб по крутым скалам средней трудности или обойти слева по крутому ледовому склону (крючьевая страховка). С жандарма по простым скалам разрушенного кулуара спуститься на снежную седловину. По крутому снежному склону левой стороны гребня седловины (справа карнизы) выйти на площадку с озерком. Здесь организовать бивуак. От исходного бивуака 5—8 часов.

От озера по крутому снежному склону (справа карниз) подойти под стенку Южной башни вершины. Отсюда 20 м прямо вверх по скалам выше средней трудности. Затем 20—25 м по крутым разрушенным, средней трудности, скалам внутреннего угла-расщелины (крючьевая страховка) 40—45-метровой стенки подъем на полку. С нее по плитообразным крутым скалам выше средней трудности подъем на площадку. Далее по простым и средней трудности скалам — на плечо Южной башни вершины. По гребню плеча подойти под взлет Южной башни. Отсюда по простым, но крутым скалам левой стороны спуститься на площадку седловины между вершинами Южной башни. С площадки по гребню седловины, обойдя первый небольшой жандарм слева, а второй справа, подойти под вершинную башню.

С седловины по крутым скалам средней трудности, затем по левой стороне гладкой плиты (крючьевая страховка) 20 м вверх на площадку “Утюг”. С площадки по 15-метровому крутому кулуару стенки, затем по скалам средней трудности 120—150-метрового вершинного гребня подъем на вершину Сонгути. От седловины с озером 6—8 часов.

Спуск по пути подъема с дюльферами со стен на седловину с озером длится 4—6 часов. Продолжительность маршрута 3—4 дня.

100. Сонгути по Левому контрфорсу и Центральному ребру Восточной стены (маршрут комбинированный Г. Беликова, 4Б * к/тр).

Путь от КСП Цейского района (группа 4—6 человек) до исходного бивуака на Волгинских ночевках описан в маршруте 99.

С Волгинских ночевок (выход в 3—4 часа ночи из-за камнепада в нижней части маршрута) пересечь снежное плато Уилпатинского ледника влево-вверх в направлении Левого контрфорса Восточной стены вершины Сонгути. Левее контрфорса вверху ледовые сбросы. С плато, пройдя бергшрунд, по крутому ледово-снежному склону (возможен обвал ледовых сбросов) подняться на скалы Левого контрфорса.

Отсюда прямо вверх по сильно разрушенным 120-метровым простым заснеженным скалам. Затем подъем 150 м по крутым, средней трудности, разрушенным скалам Левого контрфорса до первых скальных островков в правом ледово-снежном кулуаре, спускающемся с седловины с озерцом Юго-западного гребня из-под стены Южной башни Сонгути.

Далее траверс вправо (крючьевая страховка) через ледово-снежный кулуар (камнепад, лавины), затем по скалам средней трудности Левого ребра Восточной стены Сонгути. Пройдя площадку, по монолитным скалам подойти ко второму крутому ледовому кулуару и траверсом вправо-вверх через этот кулуар (возможен камнепад) перейти на скалы левой стороны Центрального ребра Восточной стены.

По монолитным, средней и выше средней трудности, скалам левой стороны Центрального ребра подъем 150 м (крючьевая страховка) на площадку. От Волгинских ночевок 6—8 часов. С площадки 150 м по средней и выше средней трудности, с многочисленными зацепками монолитным скалам левой стороны Центрального ребра (крючьевая страховка) вверх на плечо. С плеча по острому снежному гребню перейти влево на скалы правой стороны Левого ребра.

По крутым, сильно разрушенным, простым и средней трудности скалам правой стороны Левого ребра выйти на широкую наклонную полку, пересекающую с небольшим подъемом вправо Восточную стену вершинной башни. По широкой полке, пройдя желтый угол (крючьевая страховка), траверс 200 м вправо под седловину между вершинными башнями.

Отсюда прямо вверх по широкому, крутому, неявно выраженному скальному кулуару, затем по 30-метровой стенке на площадку левой стороны седловины между башнями (крючьевая страховка). На седловине бивуак. От Волгинских ночевок 12—14 часов.

Дальнейший подъем на вершину и спуск по Юго-западному гребню см. в маршруте 99. Продолжительность маршрута 3—1 дня. Маршрут нелогичен и опасен возможным камнепадом в кулуарах.

101. Сонгути по Восточной стене Центрального ребра (маршрут комбинированный В. Шумихина, 5Б к/тр).

Путь от КСП Цейского района (группа 4 человека) до исходного бивуака на Волгинских ночевках описан а маршруте 99.

С Волгинских ночевок (выход в 2—3 часа ночи из-за камнепада в кулуаре) пересечь плато Уилпатинского ледника и подойти под левую сторону наиболее низко спускающихся скал Правого контрфорса Восточной стены вершины Сонгути. С плато, преодолев по снежному мосту бергшрунд, подняться по правой стороне крутого ледово-снежного второго слева кулуара (камнепад, лавины), спускающегося между Правым контрфорсом и Центральным ребром Восточной стены, вправо-вверх на скалы Правого контрфорса.

Отсюда 200—250 м вверх по крутым, сильно разрушенным, средней трудности, скалам левой стороны Правого контрфорса. По крутому ледово-снежному склону вправо-вверх на снежный гребешок Правого контрфорса. По гребешку, затем по большим скальным глыбам влево-вверх к ледовому кулуару в месте разрыва его скальной стеной. Далее по крутым разрушенным скалам средней трудности левой стороны или по гребню Правого контрфорса, затем по ледово-снежному склону подняться вправо на Правый контрфорс. Отсюда по заснеженным скалам средней трудности Правого контрфорса 120—150 м вверх и по ледово-снежному склону наклонной 60-метровой полки вправо-вверх под нависающими скалами — на площадку Правого контрфорса. На площадке бивуак. От Волгинских ночевок 10— 12 часов.

С площадки вернуться по полке к кулуару. По правой стороне ледового кулуара 60—80 м вверх до его резкого сужения. Здесь пересечь кулуар влево (возможен камнепад) и по гладким скалам правой стороны откола подняться 25 м (лесенки) на полку. Далее общий подъем по внутреннему углу в направлении широкого камина левой стороны Большого откола.

С полки откола трудный траверс 5 м влево, потом вверх по вертикальной расщелине. По 10-метровой стенке взобраться на узкую полку, с которой через скальную пробку (лесенка) войти во внутренний угол. По скалам средней трудности 40-метрового крутого угла, затем справа по расщелине, переходящей в 15-метровый камин, трудный подъем на маленькую площадку под Большим отколом нависающей гладкой стенки.

Из-под стенки откола трудный траверс 6 м влево по нависающим скалам (искусственные точки опоры). По обледенелому, с тремя скальными пробками, 45-метровому вертикальному камину (искусственные точки опоры) подъем на площадку Большого откола. Далее общий подъем прямо вверх по большому внутреннему углу.

С площадки откола по вертикальному, с навесом в верхней части, неявно выраженному 20-метровому внутреннему углу, затем по 35-метровым гладким, с малым количеством зацепок, скалам стенки (лесенки) подъем на полочку. Далее 20 м вверх по вертикальному внутреннему углу (лесенки) под нависающие скалы, которые обходить слева (искусственные точки опоры). По 30-метровой стенке подъем на площадку пологого 40-метрового гребешка. На площадке бивуак. От бивуака на Правом контрфорсе 12—14 часов.

С гребешка по крутым скалам средней трудности 30-метровой стенки вверх на широкую наклонную полку, пересекающую с небольшим подъемом вправо Восточную стену вершинной башни. Дальнейший подъем описан в маршруте 100. От бивуака на стене до вершины 6—8 часов.

Спуск по Юго-западному гребню (см, маршрут 99). Продолжительность маршрута 4—5 дней.

102. Сонгути по Правому контрфорсу Восточной стены (маршрут комбинированный К. Кузьмина, 5А к/тр).

Путь от КСП Цейского района (группа 2—5 человек) до первого бивуака на площадке Правого контрфорса Восточной стены с исходным бивуаком на Волгинских ночевках описан в маршрутах 99, 101.

С бивуака на площадке спуститься по 60-метровой полке в левый ледовый кулуар и по крутому ледовому склону правой стороны кулуара (возможен камнепад) подняться 50—60 м к внутреннему углу. По короткому внутреннему углу, далее по крутым, гладким, местами заснеженным, с малым количеством зацепок скалам левой стороны Правого контрфорса 120—150 м прямо вверх (ключевое место маршрута, в нижней части стенка простреливается камнями, идущими по кулуару). По крутым, средней трудности, скалам (“живые” камни) и небольшому обледенелому камину подняться на гребень Правого контрфорса. По постепенно выполаживающемуся гребню контрфорса выйти на площадку, расположенную с правой стороны гребня. От бивуака 6—7 часов

С площадки по заснеженным скалам средней трудности гребня достичь жандарма и обойти его слева, а за ним выйти на снежный склон Цейского хребта. Здесь свернуть влево и по широкому, крутому 180—200-метровому снежному склону (карнизы) подойти к скалам вершинной башни.

Отсюда 80—100 м прямо вверх по крутым скалам средней трудности. По скалам выше средней трудности и 10-метровому камину подъем на вершинный гребень и по простым скалам 30-метрового гребня — на вершину Сонгути.

Вершинную башню можно обойти слева по заснеженной косой полке до выхода под седловину между вершинными башнями. Дальнейший подъем на вершину Сонгути описан в маршруте 100. От бивуака на Правом контрфорсе до вершины 12—14 часов.

Спуск — по Юго-западному гребню (см. маршрут 99). Продолжительность маршрута 4 дня.

Читать на тему:

Пик Ануфрикова
Бурджула
Ногкау
Цейский хребет (Северо-восточная часть)
Уларг
Хицан
Чанчахи
Траверсы Большой Цейской подковы
Кальперский хребет (Северо-восточная часть)
Кальпер
Пик Шульгина
Вильс
Пассионария
Москвич
Лагау
Пик Плиева
Траверсы Кальперского хребта
Методика определения категории трудности маршрутов

БИБЛИОТЕКА

«Караугом, Дигория, Цей»
«Караугом»
«Памятники природы Северной Осетии»
«Северо-Осетинский государственный заповедник»
«Минеральные воды Северной Осетии»
«Между Ардоном и Тереком»

Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!