пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | электронная библиотека |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА История Карачаево-Балкарского народа | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
ГЛАВА IX. ЭКОНОМИКА И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАЛКАРИИ И КАРАЧАЯ XIV—XIX вв.
Отсутствие достаточных письменных документов об экономическом развитии Балкарии и Карачая указанного времени выдвигает на первое место и в данном случае археолого-этнографический материал. Основу экономики балкарцев и карачаевцев составляло земледелие, скотоводство, ремесло и промыслы, торговля-обмен, охота и т. д. Земледелие Культура земледелия была характерна для предков-балкарцев и карачаевцев с древнейших времен. Об этом говорят археологические находки медно-бронзовых серпов киммерийской эпохи в Карачае, остатки железных лемехов на поселениях болгаро-алан, а также массивные террасированные склоны горных склонов гор в верховьях Черека, Чегема, Баксана, Кубани и Зеленчуков, служившие террасовыми полями средневекового земледелия. Однако земледелие, из-за чрезвычайной скудости земельных угодий, не могло играть ведущего роль в экономике балкарцев и карачаевцев. Хотя в Карачае и Балкарии усиленно обрабатывался каждый клочок земли, на это тратились огромные силы, сооружались оросительные каналы, своего хлеба в этих областях почти никогда не хватало. Его приходилось закупать у соседних народов, обменивать на богатейшую скотоводческую продукцию: масло, молоко, мясо, сыры, шкуры, кожи, меха и пр. О том, что земледелие глубоко отражено в культуре балкарцев и карачаевцев, говорят обрядовые земледельческие игры и празднества: Сабан-той, Эрирей, топонимы: Сабан-кош и мн. др. На празднествах Сабан-той балкарцы варили густую кашицу «г е ж е» из семи видов-злаков, устраивали водные игры: «Су-оюн» и др. Огородничество и садоводство практиковались в Балкарии и Карачае с конца XVII — нач. XVIII вв. Скотоводство Ведущей отраслью экономики балкарцев и карачаевцев было скотоводство, которое являлось для них главным занятием с древнейших времен. Судя по археологическим находкам костей, в состав их стада издавна входили овцы, бараны, свиньи, козы, быки, коровы, лошади и др. Этот набор почти без изменения сохраняется здесь до принятия ислама, когда исключаются свиньи. Важно отметить, что археологи вблизи средневековых поселений в Балкарии и Карачае открыли большие кошары с загонами для овец, в которых могли разместиться до 1500 голов овец. Находки ножниц для стрижки овец, остатков войлочных киизов, кожаных сапожек и ноговиц и др. свидетельствуют о значительной роли скотоводства в экономике и быту карачаево-балкарцев, в развитии их домашних промыслов, традиционной кухни, состоящей преимущественно из мясо-молочной продукции. Скотоводческий уклад хозяйства балкаро-карачаевцев нашел отражение в духовной культуре и фольклоре этих народов. Покровителем крупного рогатого скота считался у них Сыйыргын, божеством и покровителем мелкого скота был Аймуш. Первый ягнёнок нового приплода всегда приносился в жертву божествам, дабы приплод был богатым. Жертвенный ягненок назывался «Тёлю баш», т. е. «Голова приплода». По бараньей лопатке балкарцы и карачаевцы гадали и предсказывали будущее общества, надвигающиеся изменения и т. п. Надо сказать, что этот способ гадания был характерен для балкарцев и карачаевцев еще с XIV века до н. э., т. е. с эпохи так называемой «Кобанской археологической культуры», которая оставила глубокий след в культуре балкаро-карачаевцев. Многие ученые и путешественники XVII—XVIII вв. отмечали, что «разведение овец составляет главнейшее упражнение балкарцев и карачаевцев». Академик Ю. Клапрот писал, что «зимой балкарцы гонят свои стада в Кабарду на пастбище, держат много овец, ослов, мулов и лошадей, которые невелики, но сильны, проворны для езды по горам». По словам академика И. Гюльденштедта, Палласа и других, балкарцы ежегодно платили кабардинцам по одной овце с семьи за использование этих зимних пастбищ. Клапрот уточняет этот факт следующими словами: «Когда же жатва обильна и пастбища их цветущи, в эти годы они держат скот при себе всю зиму и не только не идут к кабардинцам, но запрещают этим последним приходить к себе, что порождает частые споры...». В хозяйстве балкарцев и карачаевцев главным занятием всегда считалась заготовка сена и другого корма для скота на зиму. Судя по этнографическим данным, сведениям исторических и фольклорных материалов, сенокос являлся одной из самых главных работ и всегда; отмечался с особой торжественностью - устраивались пиры, игрища, приносились жертвы и т. п. С расселением на Кавказе древнейших овцеводов-кочевников ???-го тыс. до н. э. здесь возникает новая форма хозяйствования — яйлажное скотоводство, когда скот на лето перегонялся на летовки — «яйлаг», т. е. жайлыкъ (летовка), и зимники «кышлык», от чего происходит понятие «кишлак». Значительным подспорьем являлось разведение домашней птицы. Об этом говорят находки скорлупы куриных яиц на средневековых поселениях Балкарии и Карачая. Скотоводство являлось основным источником богатства Карачая и Балкарии, скот одевал и кормил балкарцев и карачаевцев. По статистическим данным 1886—1887 гг. эти области были самыми богатыми регионами Северного Кавказа, по отношению к ним определялось богатство и благосостояние соседних народов. Например, в Балкарии в 1866 г. насчитывалось: лошадей — 3289, ослов — 1424, крупного рогатого скота — 15747, овец—118273 головы. В начале века эти показатели резко возросли. Так, в Баксанском ущелье насчитывалось 10775 голов крупного рогатого скота, 62012 — овец (в среднем на одну семью приходилось по 25 крупного скота, 144 овец),— в Чегемском обществе было соответственно — 14780 и 65432 (т. е. по 27,7 и 100,3 головы на каждую семью); в Холамском—6919 и 23407 головы (по 23,9 и 80,7 на семью); в Безенгиевском обществе — 4150 и 15648 головы (по 20,5 и 77,5 на семью); в Балкарском обществе — 9941 и 57286 головы (по 14 и 82 на семью). Всего в Балкарии к концу изучаемого нами времени насчитывалось 46558 голов крупного рогатого скота и 223788 голов овец. Наиболее богатым было Чегемское общество. Сравнивая скотоводческое богатство Балкарии и других районов Терской области, авторы т. н. «Абрамовской комиссии» по земельным вопросам Нагорной полосы Северного Кавказа писали, что балкарцы имели крупного рогатого скота в 1,7 раз больше, чем в Грозненской области, в 3,4 раза больше, чем во Владикавказской, в 1,9 раз больше, чем в Хасавюртовской, в 1,3 раза больше, чем в Кабарде. По количеству овец соответственно эти цифры были: больше в 8,3 раза, 6,6 раза, 3,3 раза, и 3,5 раза. К 1913 году в Карачае приходилось 130 голов скота на одну душу населения, а все го к концу XIX века в Карачае было более 700 тыс. голов скота. Охота Обилие и разнообразие животного мира Балкарии и , Карачая способствовали развитию охоты, которая была существенным подспорьем в экономике карачаевцев v, балкарцев. Археологические находки говорят, что объектом охоты для них были медведи, волки, лисы, зайцы, олени, кабаны, горные козы — туры и мн. др. Хороший охотник всегда считался человеком достойным и уважаемым в обществе. О таких охотниках слагались народные песни, что свидетельствует о том. что охота глубоко вошла в систему народного хозяйства балкарцев и карачаевцев. Об этом говорит поклонение божеству — покровителю охоты и охотников — Абсаты. В честь Абсаты балкарцы и карачаевцы устанавливали различные изображения — стелы из камня, другого материала. Одно из таких изображений в виде 4-х метровой каменной стелы в форме дикого животного было найдено археологами в 1959 году в дремучем лесу Чегемского ущелья. Ныне остатки этой стелы стоят во дворе Краеведческого музея в г. Нальчике. Перед отправкой на охоту балкарцы и карачаевцы приносили жертву Абсаты, оставляли ему по одной стреле или пуле, а после удачной охоты ему выделяли определённую долю дичи. |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |