| библиотека | карачай - страна на вершине кавказа | расспросные речи в посольском приказе черкас новокрещен сидора семенова и марка агапитова о месторождении серебряной руды |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Карачай - страна на вершине Кавказа» • Расспросные речи в Посольском приказе черкас новокрещен Сидора Семенова и Марка Агапитова о месторождении серебряной рудыОГЛАВЛЕНИЕ



 Кавказ 

Не ранее 18 марта 1629 года.
Расспросные речи в Посольском приказе черкас новокрещен Сидора Семенова и Марка Агапитова о месторождении серебряной руды

А на Москве новокрещены Сидорко Семенов да Марко Агапитов, которые присланы с Терки, допрашиваны, чтоб они сказали достаточно, как то место, где они с Каншов-мурзою для руды ездили, зовут, и кто тем местом владеет, и послушны ль они государю, и будет послушны, и аманаты у них в Терском городу есть ли, и сколько от Терки до тово места ходу, и как итти, конными ль людьми или пешими, и каков ход, не нужен ли добре, и то они место, где Каншов-мурза землю имал, сами видели ль, и будет видели, и каково место, горы ль или реки пришли, и угодно ль место, и только учнут руду копать, и будет ли в том государю прибыль, и без ратных людей тут быть мочно или немочно, и будет ратным людем быть, и многи ль люди надобны, и не будет ли им тесноты от тутошних людей, которые тем местом владеют, и есть ли к той землице иные дороги, оприч того, которою дорогою они с Каншов-мурзою ехали.

И черкасы по допросу сказали. – То место, где они с Каншов-мурзою ездили, владеют черкаских мурз Апши да Абдауллы мурзы Болкарских князей, а которого мурзы дети, того они не ведают, а князь Пшимаху они Канбулатовичю Черкаскому по сестре племянники, мать их князю Пшимаху сестра. А государю де те мурзы не послушны, живут о себе, и закладов их в Терском городе нет, а слушают они черкаского Алегука-мурзы Шеганукова. А люди с ними живут небольшие, только де по сторонам около их в горах людей много иных мурз. А государю Алегук-мурза послушен и заклады его в Терском городе есть, сын ево Темир-Аксак, и двор де у Алегука-мурзы для его приезду есть. И только де Алегук-мурза пошлет к ним о том, и чают того они, что они в том ево послушают, а подлинно того сказать не умеют, послушают ли те мурзы Алегука-мурзы и дадут ли в том месте руды искать или нет, того они не ведают. А только будет изволит государь в то место послать для того дела, и они чают, что без ратных людей быть нельзе; только ратным людем не быть, и опасатца того, чтоб от тутошних людей государевым людем, которые для того дела посланы будут, тесноты не было. А сколько ратных людей послать, и в том волен бог да государь, им того знать не уметь, а что людей послать болыши, и лутче.

А ходу де до того места, где про руду сказывают, куды они с Каншов-мурзою ездили, ден с семь степью итти, день с пять без нужи, два дни итти нужно, пришли горы великие и гребени, только итти в один конь, а в две лошади ехать нельзе, также и пешим итти в один человек, а двема человеком в ряд итти немочно. А в котором месте Коншов-мурза землю имал, и каково то место угоже ль, и реки блиско есть ли, и руды и прибыли в нем государю чаеть ли, того не ведают, потому что они сами в том месте не были, для того что Каншов-мурза до того места оставил их у лошадей, а сам пеш ходил с половину днища, а они ево дожидались в том месте, где их оставил. И где он землю имал и каково то место, того они не ведают, что сами не были, а слышали, что Каншов-мурза шел так же нужно по гребеням, а иные дороги к тому месту есть ли, того они сказали не ведают.

Перед нами небольшой по объему, но крайне содержательный документ. Он содержит сведения о балкарских князьях Апши и Абдаулле, которые проживали, по всей видимости, по р. Черек. Они являются племянниками кабардинского князя Пшимаха Камбулатовича, внука Идара, – сыновьями его сестры. Это сведение позволяет утверждать, что кабардинские князья выдавали своих дочерей за балкарских таубиев. При этом, упомянутые князьябратья являются вассалами старшего князя Казыевой (Большой) Кабарды Алегуко Шогенукова. Информаторы-черкесы сообщают, что они, скорее всего, должны прислушаться к решению Алегуко, но могут и не прислушаться и не позволить русским инженерам вести добычу руды в своих владениях. Информаторы сообщают также, что целесообразней направить вместе с инженерами крупный военный отряд. Интересное уточнение характера взаимоотношений между элитами состоит в том, что, будучи, по крайне мере, номинально вассалами Алегуко, балкарские князья не являются подданными русского царя и не выдавали до сего момента аманатов в Терки. Важная информация состоит также в том, что, согласно источнику, у этих владетелей небольшое число подданных («а люди с ними живут небольшие»), но «по сторонам» в горном секторе есть еще значительное население, управляемое другими мурзами.

Таким образом, данный документ является, несмотря на свою лаконичность, весьма информативным свидетельством политического состояния Балкарии в первой трети XVII в., которое следует определить как, фактически, независимое.


«КАРАЧАЙ - СТРАНА НА ВЕРШИНЕ КАВКАЗА»

Предисловие
Вступительное слово

ЭТНОГИНЕЗ КАРАЧАЕВЦЕВ
Этнические наименования карачаевцев и балкарцев
Концепция происхождения карачаевцев и балкарцев в трудах классиков российской кавказоведной мысли
Аланское переселение в горный сектор Верхней Кубани и Восточного Закубанья
Тюрко-булгарское воздействие на аланское население Пятигорья и Верхней Кубани
Хазарский период: усиление тюркского влияния
Данные генетических и антропологических исследований
Западная Алания в XIV веке
11 января 1629 год Отписка терского воеводы И. А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведках залежейсеребряной руды
21 февраля 1629 год Отписка терских воевод И. А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведке месторождения серебряной руды
Не ранее 18 марта 1629 года Расспросные речи в Посольском приказе черкас новокрещен Сидора Семенова и Марка Агапитова о месторождении серебряной руды
1639 год Елчин Ф. Статейный список

БИБЛИОТЕКА
«Путеводитель по Кабардино_Балкарии»
«По Кабардино-Балкарии»
«История Карачаево-Балкарского народа»
«Христианство на Северном Кавказе»










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!