пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Вместо врача - ящик шампанскогоОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Вместо врача - ящик шампанского

В канун 164-й годовщины гибели на дуэли Михаила Лермонтова в музее музыкальной и театральной культуры Госфилармонии на КМВ прошла встреча с ученым, членом Союза писателей России Владимиром ЗАХАРОВЫМ, после которой присутствовавшие в ином свете увидели многие обстоятельства, приведшие к смерти великого русского поэта.

Владимир Захаров - в прошлом наш земляк. Изучать жизнь Лермонтова он начал в Ставрополе четверть века назад. С тех пор исследователь обнаружил множество интереснейших документов, на которые до него никто из лермонтоведов не ссылался. Но поскольку выводы В. Захарова расходились с общепринятой трактовкой биографии великого поэта, поскольку они разрушали многие постулаты советского литературоведения, то труды Владимира Александровича долгое время не могли увидеть свет. Лишь недавно вышла составленная Захаровым объемная летопись жизни поэта, а осенью на прилавках впервые появится его книга «Дуэль и смерть поручика Лермонтова».

В. Захаров утверждает, что не было никакого заговора против Лермонтова, что его смерть не нужна была ни Николаю I, ни Бенкендорфу. Простых и верных способов убрать ершистого поручика Тенгизского полка у власть имущих было предостаточно. Более того, история о якобы жестоких преследованиях поэта, о неусыпном тайном надзоре за ним тоже надуманна. Брат царя лично вступился за Лермонтова после его дуэли с де Барантом, и Николай I простил поэта, но потребовал от него письменного обещания впредь не совершать подобных поступков. Михаил Юрьевич дал такое обещание и тут же его нарушил: тайно вызвал де Баранта на проходную гауптвахты и объявил, что, как только выйдет, снова будет с ним стреляться. Именно это переполнило чашу терпения царя, и Михаил Юрьевич оказался на Кавказе.

И награды за сражения с горцами у реки Валерик был лишен не только М. Лермонтов, а все младшие офицеры (в том числе и Н. Мартынов), поскольку вышло соответствующее распоряжение царя. Также тайный надзор был установлен отнюдь не специально за Лермонтовым. Еще за десять лет до того, как Михаил Юрьевич приехал в Пятигорск, там была утверждена должность офицера жандармерии, который обязан был присматривать за офицерами.

И, наконец, никто из власть имущих не мог знать, что летом 1841 года поручик Лермонтов окажется на Водах. Более того, не знал этого и сам поэт. Вместе со своим родственником Алексеем Столыпиным он получил в Ставрополе подорожную и выехал в действующую армию. В Георгиевске заночевали. А утром Лермонтов вдруг предложил проведать друзей и знакомых в Пятигорске. Столыпин заартачился: ведь это было нарушением воинской дисциплины. Лермонтов настаивал. И тогда решили довериться судьбе: метнули монету. Выпало ехать в Пятигорск. Так что на Водах летом 1841 года поручик Лермонтов, по сути, был в самоволке.

В ином свете материалы, собранные Владимиром Захаровым, показывают и Николая Мартынова, его взаимоотношения с Лермонтовым. Владимир Александрович нашел документы от 1833 года, из которых следует, что начальник школы юнкеров, совершая обход, не обнаружил на одном из постов дежурного. Оказалось, что бросивший пост юнкер в это время развлекал своего друга в госпитале. Провинившегося упекли в карцер, лишили положенного отпуска. Этим нарушителем дисциплины был Николай Мартынов, а в госпитале школы в это время лежал один-единственный больной - сломавший ногу юнкер Михаил Лермонтов.

Не согласен В. Захаров с устоявшимся мифом о якобы тупости, зазнайстве, неумеренном щегольстве Мартынова. Проза и стихи, которые писал Николай Соломонович, отнюдь не графоманство. На Кавказскую войну он пошел добровольцем, дослужился до майора, что убеждает: Мартынов не был трусом. В черкеске он ходил, поскольку это была форма Гребенского казачьего полка, из которого он вышел в отставку. Точно так же, как Лермонтов ходил в форме Тенгизского полка, как носили форму своих подразделений все офицеры. Голову Мартынов брил не для того, чтобы походить на абрека: в то время доктора рекомендовали это делать всем отдыхающим на Водах. Что касается слишком длинного кинжала на поясе, над которым фривольно пошутил Лермонтов в доме Верзилиных, то на Водах большинство офицеров носили сабли и кинжалы неуставных размеров.

По версии Владимира Захарова, к гибели поэта привела цепь трагических случайностей. Он в лицах представил сцену в небольшой комнате в доме Верзилиных, где 13 июля князь Трубецкой внезапно прервал игру на рояле - как раз в тот момент, когда Лермонтов повторял на французском Льву Пушкину свою шутку относительно длинного кинжала Мартынова. Ее услышали сестры Верзилины, хихикнули. В такой ситуации не только Мартынов, но и любой другой молодой человек обиделся бы. Хотя эту ссору закадычных приятелей все равно никто всерьез не воспринял.

И уж тем более не приняли всерьез общие друзья Лермонтова и Мартынова их дуэль. Всевозможные версии советского литературоведения о жесточайших условиях дуэли, которые непременно должны были привести к гибели поэта, о том, что Лермонтова убила пуля не из пистолета Мартынова, а из ружья притаившегося где-то за кочкой казака, о том, что Лермонтов якобы выстрелил в воздух, Владимир Захаров назвал совершенно беспочвенными и безответственными россказнями.

У него есть веские доказательства, что на дуэль ехали большой компанией, как на веселый пикник. Никому в голову не пришло пригласить врача. Зато купили ящик шампанского. Все были уверены, что дело кончится попойкой по случаю замирения старых друзей. И сами дуэлянты, когда подошли к барьеру, не стреляли. Ни Лермонтов, ни Мартынов. Князь Трубецкой сказал, что если они передумали стреляться, то он прекратит дуэль. И тут, как предполагает Захаров, кто-то из находившихся рядом зевак бросил язвительную фразу. В ответ Лермонтов, как свидетельствуют признания секунданта князя Александра Васильчикова, громко сказал: «Я в этого дурака стрелять не буду». Мартынов вспыхнул, поднял пистолет и, почти не целясь, выстрелил. Когда Лермонтов упал, Мартынов бросился к нему на помощь, но пуля-дура сразила поэта наповал.

Николай БЛИЗНЮК , «Ставропольская правда», 15 июля 2005 г.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!