«по горной абхазии» | абхазия
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«ПО ГОРНОЙ АБХАЗИИ» • Маршрут для самодеятельного путешествияОГЛАВЛЕНИЕ



 Горный туризм 

Маршрут для самодеятельного путешествия

Направление: Красная поляна - озеро Кардывач - озеро Рица - (озеро Рица - селение Калдахвары - Гагры) - селение Псху - Бзыбь - Гудауты.

Протяжение маршрута - 220-230 километров, не считая отходов в сторону и экскурсий во время дневок. Все путешествие может быть проделано в 17 дней, пять из которых падают на дневки. Дневки можно устраивать как для отдыха, так и для отдельных экскурсий в стороне от маршрутного пути.

Этот маршрут привлекает туриста редкими и своеобразными красотами природы, возможностью в этой мало исследованной местности произвести ценные наблюдения и воочию убедиться в громадных естественно-производительных богатствах нашей страны. Группа, проделавшая этот маршрут в 1930 г. (исследовательская экскурсия ЦЕКУБУ), поставила себе целью пройти по течению р. Бзыби от сел. Псху до моря. Осуществить этого не удалось: путь по Бзыби оказался слишком трудным. От истоков до устья ущелье реки Бзыби частично остается до сих пор непройденным. Местные (пекинские) жители знают лишь охотничьи тропы на отдельных участках, считая всю Бзыбь непроходимой. Остался непройденным участок около 30 км, от Мрымб до Ахата (6-8 км выше впадения Геги).

Лучшим временем для этого маршрута надо считать июль - сентябрь месяцы. В мае и июне очень часты дожди и высока травяная растительность, которая на этом маршруте является довольно серьезным препятствием для передвижения и не позволяет уклониться в сторону от узенькой тропинки. Летние дожди в этой местности - явление довольно частое и обычное, причем осадки особенно обильны в верховьях р. Мзымты. Сильные грозовые дожди не страшны. Они быстро проходят и не могут застать туриста врасплох, так как бывают только между полуднем и четырьмя часами дня. Другое дело - затяжные дожди, предвестником которых служат феновые облака. Эти маленькие слоистые облака появляются к концу дня на западе и предупреждают за несколько дней (от 2 до 7) о наступлении плохой погоды. Продолжительность этой затяжной непогоды очень различна: от трех дней и до трех-четырех недель. Затяжные дожди сопровождаются значительным понижением температуты воздуха. Самым устойчивым месяцем в отношении хорошей погоды надо считать август.

Больших возможностей для траты денег у туриста в пути нет. Выбирать между тем или иным способом передвижения и питания нельзя; экскурсбаз и гостиниц нет. Остаются только расходы на вьючную лошадь и на покупку продовольствия для пути. На усмотрение туриста остается только способ передвижения от Сочи до Красной Поляны. Этот путь (91 км) можно проделать пешком или на автобусе. На пеший переход уйдет много времени и сил, которые необходимо сохранить для основной части маршрута; но быстрый автобусный переезд не позволяет поближе ознакомиться с мелькающими, как в кинематографе, интересными местами. Для того чтобы избежать этого, можно рекомендовать записаться в Сочи на автобусную экскурсию в Красную Поляну. Такие экскурсии устраиваются почти ежедневно сочинской базой ОПТЭ. Можно всегда примкнуть к одной из них, использовав первую ее часть до Красной Поляны (стоимость 18 рублей). Экскурсионный автобус совершает путь от Сочи до Краской Поляны В течение целого дня вместо возможных и обычных 4-5 часов с остановками в наиболее интересных местах пути. В продолжение всего пути руководитель ведет с туристами беседу и дает картину истории и развития этого края. Этот способ передвижения до Красной Поляны надо считать лучшим.

Дальше от Красной Поляны можно передвигаться только пешком. Верховых лошадей достать очень трудно, а на группу в 5-6 человек даже невозможно. Вьючную лошадь или две для перевозки продовольствия и снаряжения группы в Красной Поляне получить можно. Указания и содействие даются на базе ОПТЭ. Для первой части пути (до сел. Псху) вьючная лошадь очень желательна, так как все продовольствие на весь путь необходимо взять из Красной Поляны. Отсутствие вьючной лошади влечет за собой чрезмерную (свыше 16 кг) нагрузку туриста и урезывание продовольственной нормы (800 г на человека в день минимум), и то и другое недопустимо. Вьючная лошадь с проводником стоит 10-15 рублей в день; обратный путь, хотя бы и порожняком, оплачивается; пищевое довольствие проводника лежит на группе, предельная нагрузка лошади- 80-85 кг. Краснополянская база ОПТЭ, где всегда останавливаются туристы, дает необходимые консультации и снабжает сухими продуктами группу (хлеб, сухари, крупа и небольшое количество сахара и жиров). От Псху вьючная тропа ведет только на Сухум. Тропа вниз по Бзыби и далее через перевал Дзина для лошади непроходима. Для туриста, имеющего навык и умеющего ориентироваться в горах и лесу, карта и солнце (или компас) служат в этих местах достаточно хорошим дополнением к его опыту.

Таким образом стоимость экскурсии от Сочи до Гудаут (для 4 участников) складывается из следующих элементов: автобус Сочи - Красная Поляна - 32 рубля; пребывание в Красной Поляне для подготовки и снаряжения в течение двух дней - 32 руб., продукты питания на 20 дней - 80-100 руб., вьючная лошадь с проводником до сел. Псху с заходами и дневками на оз. Кардывач и Рица - 90-135руб., расходы на Псху - 10 руб., а всего - 244-309 руб., что составляет около 65-75 руб. на человека.

Карты: пятиверстка, листы В 4 и В 5, но удобнее пользоваться двухверсткой, листы УIII-8, ., IX-8, УIII-9, IX-9 и IX-10. Двухверстка не вполне точна, необходимо отметить ряд расхождений с природой. В районе оз. Кардывач: в озеро впадает одна река, которая берет начало на небольших снежных полях горы Лаюб (2 800 м), течет сначала на восток и с севера впадает в озеро; на карте помечены две реки, текущие с главного хребта - одна с юго-востока, другая с северо-востока; эти реки не существуют. Озеро Рица и впадающие в него реки также показаны неверно - озеро тянется узкой дугой (или буквой П) с востока на юг; с горы Пшегишхва в озеро не впадает ни один ручей, а вдоль правого берега по течению параллельно ему тянется хребет, образующий стык с отрогом Пшегишхвы. Высота озера над уровнем моря показана 555 м (1 820 фут.), на самом деле высота - 930 м.

Маршрутом охвачен следующий район: бассейн реки Мзымты от Красной Поляны до истоков и бассейн реки Бзыби с притоками Бяул, Пшица, Гега и озеро Рица. Путь лежит по течениям этих рек, вдоль Главного Кавказского хребта по южному его склону между перевалами Псеашхо и Санчарским и через боковые хребты, разделяющие бассейн реки Мзымты от Бзыби и р. Бзыби от Хепсты (Белой). Путь идет долинами рек, текущих с Главного хребта. Прорезанные ими долины густо поросли лесом - бук, дуб, клен, ясень; выше в горах - пихта, а по долине Бзыби уелые рощи многовекового самшита. Горные породы - главным образом известняк и доломиты: по долине Мзымты встречается сланец, а около оз. Кардывач выступает гранит. Перевалы, которые приходится переходить, не высоки, не выше 2500 м, но вечно снежные вершины все время видны то с той, то с другой стороны дороги - Псеашхо, Агепста, Арбика, Чедым, Дзышра. Район этот совершенно не населен, за исключением небольшого селения Псху в среднем течении Бзыби. Тем не менее народнохозяйственное значение этого района огромно. Богатства этого края заключаются в обширных лиственных и хвойных лесах, к эксплуатации которых только приступлено, в полезных ископаемых, в колоссальных энергетических возможностях таких рек, как Мзымта, Бзыбь и Хепста. Район этот чрезвычайно интересен также с точки зрения возможности развертывания здесь курортного строительства.

Развитие этого края в разрезе пятилетки рисуется в следующем виде. Бассейн реки Мзымты богат лесами, горючими сланцами, обширными субальпийскими лугами, ценными и богатыми минеральными источниками. До сих пор леса и недра в верхнем течении Мзымты не разрабатывались, так как правый берег Мзымты и местность дальше на север находятся под заповедником. В настоящее время, в связи с проектом переноса границ заповедника дальше на восток, вступят в разработку лесные массивы Мзымты; начнутся разработки горючих сланцев на реке Ачипсе в 8 км от Красной Поляны; на Энгельмановой Поляне предположена организация крупного молочного хозяйства, которое будет снабжать Краснополянский курортный район и новую климатическую станцию в верхнем течении Мзымты, место постройки которой пока точно еще не установлено. На реке Мзымте, у самого оз. Кардывач, должна быть построена гидроэлектрическая станция, которая будет снабжать энергией сланцевые разработки, совхоз и курорт. С постройкой гидростанции связано устройство мощного водохранилища, которое позволит регулировать уровень воды в Мзымте и сделать ее пригодной для сплава леса на большом протяжении. Озеро Рица и долина реки Аватгары привлекли внимание наркомздрава Абхазии как место, по природным условиям вполне подходящее для нового курортного строительства.

Единственное встречающееся на пути селение Псху, состоящее из 60 дворов русских и украинских переселенцев, в культурном отношении еще сильно отстало в силу оторванности от населенных пунктов. С окончанием колесной дороги, которая уже проводится на Сухум, наладится связь с внешним миром. К концу пятилетки река Бзыбь, пока еще едва проходимая, совершенно преобразится - у впадения р. Геги, несколько выше по течению, будет построен мощный деревообрабатывающий комбинат, сырьевой базой для которого будут служить леса долины Бзыби и главным образом Геги. К работам по постойке комбината уже приступлено. До завоевания Кавказа край этот был населен абхазцами. Следы их селений сохранились как на Мзымте (Красная Поляна, Грушевая Поляна, Энгельманова Поляна), так и на Бзыби (Псху, Пшица). Во время захвата Кавказа русским царизмом абхазцы были частью уничтожены, частью же были вынуждены бежать в Турцию. В древние времена Рим и Греция, имевшие обширную торговлю на Кавказском побережье и фактории внутри страны, оставили следы своего пребывания в виде крепостей, сторожевых башен и факторий. Такие руины ясно видны около Греческого моста в Красной Поляне, на левом берегу Мзымты; на холме у впадения Ачипсе в Мзымту (в 7-8 км от Красной Поляны); у впадения Бяула в Бзыбь, около селения.

Во время гражданской войны этот глухой и ненаселенный район служил местом скопления и образования партизанских отрядов, которые не раз вносили дезорганизацию в стане белых. На всем протяжении маршрута не встречается высоких снежных перевалов, ночевок выше линии леса. Такие приспособления, как ледорубы, кошки, спальные мешки, теплое белье, не нужны. Если нет палатки, необходимы бурки или непромокаемые плащи. Ночлеги почти всегда под открытым небом, за исключением ночлегов на оз. Кардывач, где построен приют для туристов, и в селении Псху, где можно переночевать у местного населения. Продовольствие на весь путь необходимо брать с собой, так как в единственном по пути селении Псху ничего кроме молока и меда купить нельзя. Колесных дорог на протяжении всего пути нет. Тропы, за исключением ведущей вниз по Бзыби от сел. Псху, проходимы для вьючных и верховых лошадей, которых можно получить в Красной Поляне или Псху. Топливо для костров и питьевая вода всюду в изобилии на протяжении первой части маршрута до сел. Псху. Дальше вдоль Бзыби и на Предбзыбском хребте вода попадается редко. Ниже мы указываем все источники, попадающиеся на пути во второй части маршрута от Псху.

Охваченный маршрутом район посещается очень мало и редко. Только озеро Рица за последние два года начинает пользоваться популярностью среди туристов, которые приходят к нему почти исключительно по маршруту Гагры - Калдахвары - р. Бзыбь - р. Гега - перевал Пшегишхва. Известны следующие экспедиции и исследовательские экскурсии по этому району: В 1926 и 1927 гг. исследовательская экскурсия под руководством П. С. Панютина. В 1929 г. - экспедиция наркомздрава Абхазии, гидро-метеорологической группы Древстроя, Научно-исследовательского института древесины. В 1930 г. - исследовательская экскурсия ЦЕКУБУ под руководством А. П. Дунаева.

Весь маршрут построен на принципе небольших дневных переходов, чередуемых с дневками, во время которых проводятся экскурсии в сторону от основного пути. Схематично маршрут распределяется по переходам следующим образом:

1-й день. Красная Поляна - Энгельманова Поляна, 30 км.

2-й день. Энгельманова Поляна - озеро Кардывач, 18 км.

3-й день. Дневка. Экскурсия на северную сторону Главного Кавказского хребта, 12 км.

4-й день. Озеро Кардывач - озеро Рица, 30 км.

5-й день. Дневка. Экскурсия на лодках по озеру и на реку Юпшару, 10 км.

6-й день. Озеро Рица - Каменная Поляна, 20 км.

7-й день. Каменная Поляна - сел. Псху, 25 км.

8-й и 9-й дни. Дневки. Отдых в сел. Псху.

10-й день. Сел. Псху - Бзыбь, 15 км.

11-й день. Бзыбь - Пшица, 8 км. Экскурсия к водопаду и к устью Пшицы, 7 км.

12-й день. Дневка, Экскурсия на Мишелье (Каменный Мост), 10 км.

13-й день. Пшица - Комариный Привал, 6 км.

14-й день. Комариный Привал - Мрымба, 6 км.

15-й день Мрымба - перевал Дзина, 15 км.

16-й день. Перевал Дзина - река Хепста, 22 км.

17-й день. река Хепста - Гудауты, 28 км.


БИБЛИОТЕКА

Маршрут для самодеятельного путешествия
Первый день
Второй день
Третий день
Четвертый день
Пятый день
Шестой день
Седьмой день
Восьмой и девятый дни
Десятый день
Одиннадцатый день
Двенадцатый день
Тринадцатый день
Четырнадцатый день
Пятнадцатый день
Шестнадцатый день
Семнадцатый день
Заключение
Указатель литературы










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!