пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
МАЛОЗНАКОМЫЙ КИСЛОВОДСК • Н. А. ЯрошенкоОГЛАВЛЕНИЕ



 Кисловодск 

Н. А. Ярошенко

Н. А. ЯрошенкоХудожественно-мемориальный музей Н. А. Ярошенко был открыт в его кисловодской усадьбе 11 марта 1962 года. На доске у входа далеко не полный перечень имен замечательных людей, входивших в эту калитку. Здесь жили и бывали Г. И. Успенский, Д. И. Менделеев.В. С. Соловьев,Н. К. Михайловский,М. М. Ковалевский, А. М. Васнецов, Н. Н. Дубовской, Н. А. Касаткин, И. Е. Репин, М. В. Нестеров. В свое время это был «главный дом» Кисловодска — средоточие его культурной жизни.

Художник-передвижник Николай Александрович Ярошенко впервые посетил Кавказ в 1874 году. Это было его свадебное путешествие после женитьбы на Марии Павловне Невротиной. Горный край навсегда покорил живописца. В 1883 году на XI пе­редвижной выставке экспонировалась его серия из 20 пейзажей «Путевые заметки из путешествия по Кавказу». Среди них были «Бештау», «Березовая балка», «Близ Кисловодска», «Уголок парка в Кисловодске». Самый ранний рисунок Ярошенко «У главного источника» датирован 27 мая 1882 года. С того времени художник, постоянно живший в Петербурге и служивший на артиллерийском военном заводе, почти каждое лето проводил в Кисловодске. У него нашли туберкулез горла, и животворный воздух Кавказа был для больного целителен. В 1892 году Ярошенко вышел в отставку в чине генерал-майора, чтобы полностью отдаться живописи.

На деньги, взятые в долг, были куплены дача и примыкавший к курортному парку сад. 16 ноября 1885 года совершена купчая на приобретение земельного участка у М. Г. Черняева. Старый домик, в шутку называемый «Гудауром» за его местоположение у крутого обрыва, скоро сменила дача с верандой, выстроенная по эскизу самого художника.

На месте ветхих домишек возникли два флигеля, приводился в порядок большой запущенный сад, где, по письмам С. И. Танеева, находился духан. Ярошенко расписал балкон нового дома античными фигурами по типу помпейских фресок, и его в шутку назвали «помпейским». Лицам фигур было придано сходство с близкими друзьями семьи: Д. И. Менделеевым, П. С. Соловьевой, Е. О. Симановской-Шумовой. В летние месяцы в усадьбе было много гостей. Влюбленный в Кавказ Ярошенко мог часами увлекательно рассказывать друзьям-художникам об окрестностях Кисловодска, о Приэльбрусье, Теберде, Архызе. Эту черту в одном из писем отметил Репин: «Ярошенко приехал с Кавказа, привез много этюдов, все пейзажи больше... Целый день и весь вечер мы слушали его...».

Одно лето в усадьбе гостили Соловьевы, Н. К. Михайловский, Н. Н. Дубовской. В тиши курортного парка ученый философ-идеалист В. С. Соловьев размышлял о синтезе науки, философии и религии. Его сестра, поэтесса П. С. Соловьева, обдумывала стихи для своей первой книги, сочиняла шуточную поэму «Бургустан» с эпизодами их летней дачной жизни — поездками к Рим-горе, Бургустану и Кольцо-горе.

В одном из писем летом 1888 года Ярошенко сообщал: «Жду Шишкина и Дубовского, чтобы отправиться в горы». Поездка, которую Ярошенко совершил тогда с Дубовским, продолжалась четыре недели. Верхом через горные перевалы они выехали к Черному морю и привезли множество холстов с пейзажами и типами горцев Кавказа. А. И. Менделеева вспоминала, что после переселения Ярошенко в Кисловодск к ним стали стекаться многочисленные друзья. Флигели сдавались большей частью кому-нибудь из них. В доме Ярошенко всегда были гости. Если Мария Павловна узнавала, что кто-нибудь из друзей приехал в Кисловодск и остановился в гостинице, то она шла и властно переселяла к себе. Так случилось и с А. И. Менделеевой. В доме Ярошенко жили актриса М. Г. Савина и философ В. В. Розанов. Приезжал сюда и А. И. Куинджи. Он вместе с Ярошенко ездил на Бермамыт, где им посчастливилось наблюдать редкое горное явление — «брокенские видения».

Вышедший в 1897 году «Путеводитель по Кавказским Минеральным Водам» отмечал, что в усадьбе Ярошенко есть «два дома из 16 комнат для курсовой публики». Эти флигели никогда не пустовали. На даче царила атмосфера радушия и хлебосольства. Многих соблазняла содержавшаяся женой Ярошенко Марией Павловной кухмистерская, где кормили отменно, вкусно и изысканно. После смерти художника эта кухмистерская привлекала таких знаменитостей, как Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов. К. С. Станиславский, С. В. Рахманинов. Постоянно гостил на даче М. В. Нестеров, впервые приехавший в Кисловодск для лечения в 1890 году. Он оставил воспоминания о художнике. Вдвоем с Ярошенко они ездили в горы, чтобы любоваться Эльбрусом на восходе солнца, бродили по окрестным Березовой, Ольховой и Ребровой балкам, писали этюды в парке.

У Ярошенко Нестеров познакомился с В. Г. Чертковым, который безуспешно пытался увлечь его учением Толстого. Живописец вспоминал, что именно Ярошенко обратил его внимание на восходящую звезду — М. Горького — и даже рассердился, что Нестеров его еще не читал. Позднее Горький стал хорошим другом Нестерова. В 1902 году Нестеров венчался в Кисловодске со второй своей женой Е. П. Васильевой, и, возможно, свадебное пиршество не обошлось без хлопот хлебосольной Марии Павловны.

Нестеров рассказывал, что известные артисты, певцы, музыканты, прежде чем выступать в зале Казенной гостиницы или позднее в грандиозном здании Курзала, показывали свое искусство на даче Ярошенко. Сценой им служил «помпейский балкон», зрители же сидели в саду. В их числе были друзья Ярошенко: врачи Е. В. Павлов, В. И. Разумовский, В. С. Богословский, Н. Д. Померанцев, сосед по даче, отставной полковник Д. О. Аглинцев, журналист Е. А. Ганейзер, фотографы Д. И. Ермаков, Г. И. Раев, приезжавшие из горных ущелий «кунаки» — князья Исмаил Урусбиев и Ислам Крьш-Шамхалов. Приходил и В. И. Сафонов с детьми. Но дача Ярошенко дорога не только пребыванием на ней многих замечательных людей. Здесь художник создал большинство жанровых картин, портретов и кавказских пейзажей. В тенистом саду усадьбы написана с натуры жанровая картина «Хор»: дьячок учит пению босоногих слободских ребятишек. Позднее среди этих детей некоторые старожилы Кисловодска узнавали себя. По свежим впечатлениям от посещения «Старого жилища», древних строений в ущелье реки Зеленчук, написан «Забытый храм». Горничная М. А. Доценко стала моделью девушки-крестьянки. Приемная дочь Ярошенко Надя Волжинская изображена в картине «Девочка с куклой». Соседку по даче Е. К. Бондареву художник написал сидящей возле стога сена — это этюд для картины «Летом». В Кисловодске рождалась и большая картина «Песнь о былом». В сакле, возле очага, старому горцу-князю и его узденям ашуг напевает сказания о седом Кавказе. Полагают, что князь — это кунак из Баксанского ущелья Исмаил Урусбиев. На одном из портретов изображен видный путешественник М. М. Ковалевский в широкополой шляпе и с посохом.

В наследии Ярошенко насчитывается 30 пейзажей Пятигорска, Кисловодска и их окрестностей (ущелья Ольховки и Березовки, Красные камни). На множестве полотен запечатлена природа различных мест Кавказа. В музее Ярошенко хранятся «Шат-гора» и «Эльбрус в облаках». «Шат-горой» любовался С. М. Киров, в молодости восходивший на Эльбрус, картина эта прежде висела в одном из кабинетов Смольного, где он работал. Н. А. Ярошенко умер 25 июня 1898 года в возрасте 52 лет. За день до смерти он пошел с этюдником на Серые камни. Не­ожиданно пошел дождь. Спасаясь от него, художник быстро побежал по парку домой. Устал, запыхался и утром следующего дня внезапно скончался от паралича сердца. Врачи все внимание обращали на больное горло художника, но проглядели, что у него было слабое сердце.

«Похоронили Николая Александровича, — писал М. В. Нестеров, — в церковной ограде, под раскидистым деревом, вся могила в цветах, много венков, направо виден дом с мастерской, любимыми балконами, налево горы, также любимые покойным». Нестерову принадлежал и один из эскизов монумента-надгробия, поставленного в 1899 году на могиле художника. Над проектом памятника работали также его друзья Н. Н. Дубовской и П. А. Брюллов. Бюст Ярошенко вылепил его земляк — полтавчанин Л. В. Позен. Отливку в бронзе скульптуры делали в петербургской мастерской А. Морана. Сейчас могила с памятником Ярошенко находится недалеко от его дачи. Мария Павловна еще долго соблюдала семейные традиции хлебосольства и радушия. «Мы с отцом, — вспоминала О. М. Шреттер-Нестерова, — и моей воспитательницей поехали в Кисловодск на дачу Н. А. Ярошенко. Его самого уже не было на свете, но в доме на балконе (где теперь музей) по-прежнему собирались художники, артисты, певцы. Вдова Николая Алек­сандровича встретила нас с большим радушием, окружила нас трогательной заботой»2. На даче звучал могучий бас Ф. И. Шаляпина, пел Л. В. Собинов. Из воспоминаний пианистки Е. Д. Аглинцевой мы узнаем интересные детали о посещении Марии Павловны К. С. Станиславским. У нее бывали певица Е. И. Збруева, пианистка М. И. Махарина, композитор А. С. Аренский, дирижер В. И. Сафонов. Из писем В. Г. Короленко выясняется, что и он в 1915 году навещал М. П. Ярошенко.

Мария Павловна умерла 14 сентября 1915 года. Нестеров тогда писал: «Ушел из жизни прекрасный образец женщины-друга, знавшей на своем веку самых выдающихся людей, бывшей с ними в самых лучших отношениях... Оба Ярошенко были редкой красоты люди». И действительно: М. П. Ярошенко-Невротину, талантливую женщину, знали и ценили многие крупнейшие писатели, до замужества с художником она была невестой Н. А. Некрасова.

Душеприказчиком Мария Павловна назначила М. В. Нестерова, поручив ему передать всю картинную галерею художника на его родину в Полтаву. Верный покойному другу, Нестеров в 1918 году хлопотал перед Н. К. Крупской об увековечении памяти Ярошенко в Кисловодске. По указанию В. И. Ленина, в декабре 1918 года на даче художника был открыт музей. Дондуковскую улицу, на которой она находилась (напротив был особняк князя А. М. Дондукова-Корсакова), переименовали в улицу имени Ярошенко. Из принадлежавших ему книг создали в Кисловодске народную общедоступную библиотеку. Во время гражданской войны все это было разрушено, и дача художника долгие годы оставалась обыкновенным жилым домом.

Сейчас дача и памятник на могиле вошли в современный облик Кисловодска как памятные места. Однако к понятию «ярошенковский Кисловодск» относятся и многие другие уголки курортного города. По соседству с дачей живописца находилась усадьба Д. О. Аглинцсва. Его с Ярошенко объединяла любовь к Кавказу. Аглинцев одно время служил начальником Баталпашинского уезда Кубанской» области, и в его подчинении наместника великого князя Михаила Николаевича, павильона летней читальни, освещенного огнями изящного здания «Ресторации», теперь не существующей, сафоновской гостиницы «Парк» и примыкавшей к ней дачи, где жила семья самого генерала и его сына — прославленного пианиста и дирижера В. И. Сафонова.

На глазах Ярошенко в Кисловодске проходили значительные перемены. В Нарзанной галерее прежний Уптонов колодец с изящной железной решеткой сменил красивый мраморный каптаж К. Ф. Ругевича. Возле галереи появились деревянные Скальковские ванны по имени директора Горного департамента К. А. Скальковского. Позднее на этом месте возвели гостиницу «Гранд-отель». Ярошенко стал очевидцем строительства целого «гостиничного ряда» напротив Нарзанной галереи — трех новых гостиниц А. Н. Смирнова, Л. Н. Зипалова и С. А. Бештау. Художник впервые приехал в Кисловодск еще в те годы, когда на курорты ехали на лошадях по дороге, проложенной от станции Кумекая (позже Минеральные Воды). В самом начале Тополевой аллеи, вблизи слияния Ольховки с Березовкой, возле водяной мельницы и «сада Мордовцева», находились почтовая станция и «Депо дилижансов» с регулярными рейсами для пассажиров во все города Кавказских Минеральных Вод. Но уже в начале 90-х годов по инициативе инженера И. Д. Иноземцева стали прокладывать Минераловодскую ветку, строить железнодорожный вокзал с поворотным кругом для паровозов. Летом 1894 года скорые поезда прямо из Петербурга начали прибывать на станцию «Кисловодск». Как-то в одном вагоне встретились уезжавшие Ярошенко и Сафонов. Художник написал жене: «Со мною едет Сафонов защищать честь отечественной музыки». Ярошенко любил город и принимал участие в его благоустройстве. В 1895 году курорт получил водопровод и электрическое освещение. С прокладкой водопровода у Нарзанной галереи появился красивый фонтан со скульптурными лягушками, в аллеях парка засияли электрические лампочки. Ток давала маленькая блокстанция у вокзала. Возле него по проекту Е. И. Дескубеса строилось величественное здание Курзала, открытого в 1896 году. Театральный зал не уступал столичным театрам по изяществу отделки. Это был первый на Водах «настоящий» театр.

Расширялся и курортный парк, основанный генералом Е. Ф. Энгельгардтом еще в 1823 году. В нем, ожидая приезда в Кисловодск Александра III, собирались строить для него дачу. Император не приехал, а в парке появилась «Царская площадка» с открывающимся с нее красивым видом на Кисловодск. Через Ольховку перекинули оригинальный мостик «Дамский каприз». Видную с «помпейского балкона» безлесную горку засадили сосенками, и с тех пор она называется Сосновой.

Среди друзей семьи Ярошенко в Кисловодске была М. К. Жердева. Недавно музей приобрел ее портрет, написанный художником в 90-х годах. Дача Жердевой стояла на месте нынешнего санатория «Жемчужина Кавказа». В ее доме помещалась почта. Отправляя телеграммы, получая посылки и бандероли, Ярошенко заодно навещал и хозяйку дачи, приводя с собою приемную дочь Надю Волжинскую, внучку Жердевой. Дача Жердевой — одно из ярошенковских мест города. Посещал Ярошенко и дом врача Н. Д. Померанцева на Померанцевой улице, что возле вокзала.

Рассказав о жизни Ярошенко в Кисловодске, нельзя умолчать о создателе его музея, Владимире Вячеславовиче Секлюцком. В послевоенные годы поселившийся в Кисловодске фронтовик случайно обнаружил заброшенную могилу своего любимого живописца. Он привел ее в порядок и всю последующую жизнь отдал восстановлению памяти Ярошенко и созданию мемориального музея. Описание его героических хлопот составило бы особую главу этой книги. Четырнадцать лет блуждали по учреждениям бумаги Секлюцкого и захваченных его идеей единомышленников с ходатайствами об открытии музея. Он не отступал при неудачах, ездил в Москву, доказывал, искал в городах и селах картины для музея, собирал вещи художника, часто сидел без куска хлеба — никто в первые годы не субсидировал его труд. И добился своего. В 1962 году на вилле Ярошенко был открыт художественно-мемориальный музей. Долгие годы Секлюцкий был его директором, расширял музейные владения, в лекционной работе пропагандировал реалистическое искусство.

Начиналось же создание музея с единственного экспоната — принадлежащего семье Ярошенко подсвечника. Теперь в его фонде тысячи единиц хранения: свыше ста подлинных работ Ярошенко, картины и рисунки его соратников-передвижников, скульптуры, редкие фотографии и видовые открытки, документы, письма. В годы борьбы за создание музея энтузиаста Секлюцкого многие называли «чудаком». И правда: ведь, по словам Горького, «чудаки украшают мир!»


К началу книги

Предисловие
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
С. И. Уптон
Л. Н. Толстой
С. А. Смирнов
Н. А. Ярошенко
С. И. Танеев
В. И. Сафонов
М. Г. Савина
Ф. И. Шаляпин
Д. Н. Мамин-Сибиряк
А. М. Горький и К. С. Станиславский
К. Л. Хетагуров
В. Ф. Комиссаржевская
В. Я. Брюсов
В. М. Киршон
В. В. Хлебников
А. И. Солженицын
Край вдохновения









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!