пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • На месте поединка • «Памятники Отечества»ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

На месте поединка

На месте поединка в ПятигорскеРоковая дуэль произошла вблизи Пятигорска, в пустынном месте на северном склоне Машука.

«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я...
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя».

Создав образ убитого на Кавказе русского офицера, поэт предсказал и свою судьбу. Там, где погиб Лермонтов, стоит обелиск из местного серого камня. Вокруг него площадка, обведенная тяжелой железной цепью с суровыми каменными грифонами по углам. У обелиска всегда живые цветы. Особенно много их в годовщину смерти великого русского поэта. Памятник на месте дуэли, как и все, что связано с именем Лермонтова, имеет уже довольно долгую и даже драматическую историю. О ней поведали документы фонда Управления Кавказскими Минеральными Водами, обнаруженные в Государственном архиве Ставропольского края.

Первый документ в интересующем нас деле датирован 28 ноября 1906 года. Директор Кавказских Минеральных Вод обращается в Пятигорскую Управу с просьбой о замене разрушающегося временного деревянного памятника постоянным. Судя по ответу, достаточных средств для этого тогда не было найдево. Ограничились временным гипсовым бюстом на постаменте по проекту местного архитектора И. И. Байкова.

Спустя несколько лет к вопросу о новом памятнике пришлось вернуться.

Приближалась знаменательная дата — 100-летие со дня рождения поэта.

10 декабря 1913 года директор Кавказских Минеральных Вод обращается уже в Санкт-Петербург, в Горный департамент Министерства торговли и промышленности. Обращаясь к своему непосредственному начальству, он предлагает выделить необходимые для создания памятника 10 000 рублей из специализированных казенных фондов, предназначенных для развития и благоустройства курортов. Разрешение было дано. Директор управления Водами получил также согласие известного скульптора Б. М. Микешина (сына М. О. Микешина) на создание проекта монумента.

26 февраля 1914 года Микешин заключил договор с управлением Кавминвод. Он состоял из 6 пунктов. В одном из них значилось: «Каменные части памятника должны быть выполнены из местного светло-серого песчаника. Барельеф должен быть выполнен из лучшей бронзы...» Скульптор давал обещание вести работы с таким расчетом, чтобы памятник был предъявлен к сдаче 12 июля 1914 года — за три дня до памятной даты.

К созданию памятника Б. М. Микешина привлекли не случайно. В это же самое время он работал над монументом Лермонтову в Санкт-Петербурге, перед Николаевским кавалерийским училищем.

Не все получалось так, как предполагалось по проекту. Занятый памятником в Санкт-Петербурге, Микешин не нашел времени приехать в Пятигорск и непосредственно ознакомиться со строительным материалом для обелиска — все работы выполнял его доверенный. Грянувшая в августе 1914 года первая мировая война и вовсе спутала планы.

Дело осложнилось проблемой доставки из Кисловодска в Пятигорск каменных блоков для памятника. Доверенный скульптора писал 12 сентября 1914 года в Управление Кавказскими Минеральными Водами: «По местным условиям средствами для перевозки могут служить здесь лишь соответствующие тяжести тачка и быки. Но никто, ни за какую плату вывезти эти два монолита не берется. Причины этому, как теперь, несомненно, выяснилось, заключаются в том, что грунтовая дорога не выдерживает 500-пудовой тяжести монолита. Колеса тачки вдавливаются в грунт иногда по ступицу. Запряжка в 12 пар быков не берет... Дорога при резко выраженном рельефе крайне извилиста. Излучины дороги короче за пряжки 11-12 пар быков... В виду вышеизложенного, я имею честь покорнейше просить управление Вод разрешить поставить пьедестал не из двух, а из четырех кусков». Так и было сделано. К концу сентября материал в виде четырех камней был в Пятигорске. Задержка в доставке камня была вызвана еще и длительным поиском подходящих по цвету и качеству кусков песчаника. Неоднородный по своему составу, кисловодскии камень несколько раз не выдерживал проб на морозоустойчивость. 17 октября 1914 года наблюдательная комиссия констатировала: «Четыре камня цоколя доставлены на место и при осмотре работ комиссией, производилась чистая отеска их. Камни для самого обелиска доставлены и отесаны, но еще не окончательно...».

В Пятигорске не торопились. Так как сроки по договору не были выдержаны, управление взыскало со скульптора неустойку в размере 2995 рублей.

Приемная комиссия не приняла памятник по ряду причин. Началась длительная переписка-тяжба скульптора с управлением: Микешин требовал деньги, а управление — исправления недостатков. Кроме того, управление, не ставя скульптора в известность, заключило договор с петербуржцами А. А. Дитрихом и В. В. Козловым о проектировании ограды вокруг памятника, которая 26 мая 1915 года комиссией была уже принята. Ограда представляла из себя столбики с цепями между ними, по углам — каменные фигуры грифов.

15 июля 1915 года памятник на месте дуэли был открыт. Микешина на открытие не пригласили. Торжества, по случаю войны, организовали скромно.

Б. М. Микешин, крайне возмущенный возведением без его ведома ограды и, главное, неполной оплатой, пожаловался в Горный департамент, откуда управлению Кавказскими Минеральными Водами последовал совет достойно с ним рассчитаться. В противном случае, пригрозил министр, «свои предложения приемлю всеподданнейше представить на высочайшее благовоззрение...». Управлению пришлось рассчитаться со скульптором.

Таковы события без хрестоматийного глянца. Но все эти закулисные дела, в конечном счете, не снизили ни общественного, ни художественного значения работы. Обелиск и ограда с грифонами стоят по сей день у подножья Машука. И многим из приходящих сюда почитателям Лермонтова хочется с благодарностью вспомнить тех, кто постарался увековечить это трагическое место.

Валерия Водолажская, «Памятники Отечества».

Читать на тему:
Памятник на месте дуэли (Лермонтовские места)
Место дуэли М. Ю. Лермонтова («Архитектура старого Пятигорска»)


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


Наместник на Кавказе П. С. Воронцов
Наместник на Кавказе А. И. Барятинский
Генерал Г. А. Емануэль
И раздалось мощное: «Я здесь!»
Кисловодск Антону Павловичу понравился
Командировки мастера Раева
Гостиная Благодать
Дачные кварталы Ессентуков
Станция почтовых дилижансов
Крепость у кислого колодца
Целебные воды и горы
100 лет Кавминводам
Поезда пошли на юг
Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностей
Лечебный парк Железноводска
Дворец эмира Бухарского
Большой Провал
Дары Железной горы
Дар божий в руках государства
Прошлое и настоящее Курзала
Воплощение мечты товарища Серго
Грязелечебница Евгения Шреттера
Первая в мире энергосистема
Наследие Ивана Байкова
Фотолетописец Кавказа
Алябьев в Пятигорске
Дом генерала Верзилина в Пятигорске
Н. Львов - первый зодчий Горячих Вод
Мелодия, услышанная композитором
Проходившие останавливались пораженные
Зодчий Самуил Уптон
Братья Бернардацци - строители Пятигорска
Притяжение Белой Виллы
Два Кавказских года Льва Толстого
Домик Лермонтова
Первый в России памятник Лермонтову
На месте поединка
Тайна Лермонтовскрй могилы
Пишу из Кабардинской слободки...
Музыка гор
(О Н. Ярошенко)
В горах осталось его сердце
Горы производят странное впечатление на душу...
Пятигорск - колыбель «Орестеи»
...Утром пойду в парк
Добро пожаловать в Ресторацию
Где жили первые посетители Горячих Вод?
...Назвался к Дроздову
Памятные адреса
На кабардинской слободке № 252
Трижды рождавшаяся








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!