пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Два Кавказских года Льва Толстого • «Памятники Отечества»ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Два Кавказских года Льва Толстого

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой

Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но именно на Кавказе были созданы первые литературные произведения и задумано многое из того, что писалось позднее.

Будучи уже известным писателем, он говорил о том, что, живя на Кавказе, был одинок и несчастлив, и что «здесь стал думать так, как только один раз в жизни люди имеют силу думать». Одновременно Толстой называет кавказский период «мучительным и хорошим временем», отмечая, что никогда, ни прежде, ни после, не доходил до такой высоты мысли. «И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением», — писал он впоследствии.

Одним из результатов пребывания Толстого на Кавказе была совершенная по художественной форме повесть «Казаки». Горы Кавказа, природа, общение с русскими солдатами, незнатными офицерами очищают душу Оленина, наводят на размышления о долге и тщеславии, о храбрости и достоинстве человека. Он становится вольней, естественней во всех своих поступках, в поведении. К кавказским темам и впечатлениям писатель возвращайся в течение многих лет жизни. Например, в 1856 году он пишет рассказ «Разжалованный», в 1871-1872 годах несколько детских рассказов из кавказской жизни, в 1896-1904 годах — повесть «Хаджи-Мурат».

Но начало всему — 1851 год. Льву Николаевичу шел 23-й год Это была пора рассеянной жизни в кругу великосветской молодежи. Толстой признавал, что «жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». Решив покончить со всем этим, он отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил в артиллерии. Его двадцатая бригада стояла в середине прошлого века на Тереке под Кизляром. Братья спустились по Волге вниз из Саратова и прибыли в Астрахань 26 мая 1851 года.

О Кавказе Л. Н. Толстой имел довольно смутные представления. «Когда-то в детстве или в первой юности я читал Марлинского, и разумеется с восторгом, читал тоже не с меньшим наслаждением кавказские сочинения М. Ю. Лермонтова. Вот все источники, которые я имел для познания Кавказа...», — так от своего имени писал он в очерке «Записки о Кавказе».

Жил Толстой в станице Старогладковской на левом берегу Терека. Здесь будущий писатель прикоснулся к обыденной жизни гребенских казаков, вместе с братом принимал участие в военных походах в качестве волонтера. Скучая по родным и ощущая себя одиноким в среде офицеров, под грузом впечатлений, мыслей, чувств, побуждений он задумал написать большой роман под названием «Четыре эпохи развития». Толстой составил план и начал писать его первую часть «Детство». Осенью того же года Толстой отправился в Грузию, где сдал экзамены на фейераеркера 4-го класса — самый низкий чин в артиллерии. С января 1852 года началась его военная карьера. Он принимая участие в рубке леса по берегам реки Аргун, в сражениях. Внешне жизнь шла по-прежнему. Лев Николаевич ходил ва учения, охотился, беседовал с казаками и мирными чеченцами. Но одновременно работал над повестью «Детство» и много думал о своем характере в о будущем. «Мысль о том, что я стал гораздо лучше прежнего, как-то закралась в мою душу — и даже сделалась убеждением», - записал он в дневнике 20 марта 1852 года. Толстой все чаще анализировал свои поступки. Раздумья о войне, в которой ему приходилось участвовать, также не покидали его.

В мае 1852 года болезнь заставила Толстого взять отпуск и отправиться на Кавказские Минеральные Воды. Трое суток без остановок на ночь потратил он на дорогу до Пятигорска. От заставы путь лежал по длинной прямой улице, застроенной плохими домишками, среди которых попалось и несколько красивых каменных строений. Это была Кабардинская слободка. Слева от дороги внизу бурлил Подкумок. Между дорогой и рекой густо толпились дома. За рекой на ровных широких улицах, обнесенных крепостной стеной, виднелись хаты казачьей станицы Горячеводской. С правой стороны от дороги вплотную к слободке подступала Горячая гора со множеством пещер. На ее вершине виднелись казармы и деревянное ванное здание.

Улица, по которой ехал Толстой, заканчивалась небольшой площадью. Ее украшало красивое новое каменное здание театра. Чуть выше возвышались стены недостроенного православного храма, а левее — небольшой, очень красивый костел. Вдалеке виднелся базар. Городок выглядел очень аккуратным и чистеньким.

В первый же день приезда Толстой посетил коменданта Пятигорска генерал-майора П. А. Принца, который сразу же дал почувствовать фейерверкеру всю ничтожность его юнкерского положения. Болезненное самолюбие молодого человека было задето. Он снял квартиру в Кабардинской слободке. Ему нравилось, что домик его утопал в душистых цветах черешни, что была небольшая, в десять соломенных ульев, пасека. Из окон квартиры открывался вид на Эльбрус.

Курортные нравы оттолкнули Толстого: «В Пятигорске музыка, гуляющие, и все эти бывало бессмысленно-привлекательные предметы не произвели никакого впечатления», — записал он в дневнике в первый день по приезде. А уже через день он начал писать «Письмо с Кавказа» — так первоначально назывался рассказ «Набег».

Унизительное положение в юнкерском мундире угнетало Толстого. Он редко появлялся в обществе, много бродил по окрестностям города, любил извилистые тропинки на склонах Машука. И вдруг неожиданно оказывался на лесной прогалине, откуда виднелись сияющие снеговые вершины. Прогулки прерывались творческим трудом.

Лев Николаевич окончил третью редакцию «Детства» 27 мая. Перечитал, ему показалось, что написано очень плохо. «Есть ли у меня талант сравнительно с новыми русскими литераторами? Положительно нету», — размышлял он. В этот приезд в Пятигорск Толстой познакомился и сблизился с семьей доктора Дроздова, который стал его личным врачом, а дети доктора — друзьями. Он часто посещал их дом, который сохранился и поныне.

Вскоре Толстой выехал в Железноводск. И здесь он вел уединенный образ жизни, избегая общества. Заинтересовал его только петрашевец А. И. Европеус, разжалованный и сосланный в Грозную и лечившийся в Железноводске. Но и с ним Лев Николаевич близко не сошелся...

В тишине и уединении Лев Николаевич вновь погружался в размышления о самом себе: «Мне кажется, что все время моего пребывания в Железноводске в голове моей перерабатывается и приготовляется много хорошего (дельного и полезного), не знаю, что выйдет из этого».

Он хотел изложить в задуманном «Романе русского помещика» «зло правления русского». «И ежели найду его (роман) удовлетворительным, то посвящу остальную жизнь на составление плана аристократического избирательного, соединенного с монархическим, правления, на основании существующих выборов. Вот цель для добродетельной жизни». Вопрос о смысле жизни волновал Льва Николаевича на протяжении всего его пребывания на Кавказских Минеральных Водах.

5 августа 1852 года Толстой покинул Пятигорск с полной уверенностью, что «не делал здесь глупостей». Это был первый город, из которого он не увез раскаяния. Скорее наоборот. Он мог быть доволен своей жизнью. Отсюда отправлено в Петербург первое литературное произведение — «Детство», здесь вчерне закончен рассказ «Набег», составлен план еще одного романа. Этот творческий подъем продолжался и в Старогладковской, куда осенью пришло письмо от Некрасова с положительным отзывом о «Детстве». А в это время Лев Николаевич уже работал над «Отрочеством». Он писал его с такой же охотой, как и «Детство». И параллельно размышлял о своей жизни: «Долги мои все заплачены. Литературное поприще открыто мне блестящее, чин должен получить. Молод и умен. Чего, кажется, желать. Надо трудиться и воздерживаться, и я могу быть еще очень счастлив».

Через год с небольшим Толстой вновь прибыл на Кавказские Минеральные Воды. Решение предпринять это путешествие возникло у него после того, как из Пятигорска он получил письмо от брата Николая, вышедшего к этому времени в отставку и приехавшего на воды вместе с сестрой Машей и ее мужем Валерьяном. Приезжай же скорее, милый Лев, мы ждем тебя с нетерпением», — писала сестра из Пятигорска, — Я в восхищении от вида гор. Эльбрус виден из нашей квартиры — это приводит меня в восторг... приезжай, мы будем вместе любоваться, ты так хорошо описываешь природу в «Набеге», что, вероятно, все чувствуешь, что пишешь».

Толстой прибыл в Пятигорск 9 июля 1853 года, и уже не чувствовал прежнего унижения из-за того, что был унтер-офицером. Теперь он известный, любимый читающей русской публикой писатель.

Он вновь поселился на своей прежней квартире в Кабардинской слободке. Тому были веские причины. В станице он мечтал о встрече с сестрой и братом. Но по приезде в Пятигорск теплые отношения сложились не сразу. С родными ему были тяжело и грустно. Он хотел видеть Машу исключительно как мать семейства, а, прибыв в Пятигорск, нашел ее увлеченной местным светом. Эта пустая жизнь оттолкнула его еще в прошлый приезд. Теперь же он еще больше чувствовал ее фальшь. Его коробила также бестактность Николеньки и Валерьяна, смеявшихся над наружностью и манерами людей. Лев Николаевич решил дождаться в Пятигорске отставки, прошение о которой послал еще 30 мая. Уже в первые дни по приезде Толстой ставит перед собой цели: «до обеда писать «Отрочество», обедать у Маши, до бульвара продолжать «Отрочество». Остерегаться тщеславия».

Он плодотворно трудился в Пятигорске. Много читал, иногда ездил в Железноводск, Ессентуки, Кисловодск. И хоть в этот приезд Толстой не чуждается общества, грустные мысли не покидают его. После концерта датской виолончелистки Кристиани, после музыки, которую он так любил, вновь возникло чувство одиночества. «Отчего никто не любит меня? Я не дурак, не урод, не дурной человек, не невежа. Непостижимо. Или я не для этого круга... Завтра обедаю в Бештау и писать, писать».

Часто его посещала тоска. И вдруг однажды пришла в голову мысль — создать «Записки маркера». Он писал, отрываясь на какое-то время, и вновь салился писать. Казалось, что только теперь писал по вдохновению. Писал с таким увлечением, что иногда становилось трудно — замирало сердце, когда брал в руки тетрадь. Он создал этот рассказ за три дня и отправил рукопись в Петербург Некрасову. «Молодец, я работал славно».

В то лето Толстой часто посещал дом доктора Дроздова. В его дочери он нашел родственную душу. Так же, как и он, Клавдия любила музыку. Они часами просиживали за роялем, играя в четыре руки. Надежды на отставку не сбылись. В Пятигорск пришло сообщение, что «из-за начавшейся войны с Турцией прошение об увольнении ... задержано впредь до окончания турецкого вопроса». Пришлось вновь возвращаться в Старогладковскую. Лев Николаевич выехал из Пятигорска 8 октября, увозя с собой рукописи и надежды на новую жизнь — покинуть Кавказ и перейти в Дунайскую армию.

Толстой уехал в Крым в начале 1854 года.

Спустя полтора года после отъезда Толстой записал в дневнике: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи: война и свобода».

Писатель больше никогда не бывал на Кавказе, но любовь к этому краю он сохранил до последних дней жизни.

Александра Коваленко, «Памятники Отечества».

Читать на тему:
Л. Н. Толстой на Кавказе (Статьи)
Памятник Толстому в Пятигорске (Статьи)
«Дорогие гости Пятигорска» (Библиотека) Л. Н. Толстой («Малознакомый Кисловодск»)



марго  2017-12-21 19:20:12
спасибо!!!  =)

[Ответить]
↑ 0 ↓


лалки вы...  2014-12-10 11:54:48
Копируется все.берешь баузер на пол окна,word на пол окна.выделяешь в браузере и переносишь в word

[Ответить]
↑ 0 ↓


виолетта  2014-02-26 23:18:06
почему не копируется???

[Ответить]
↑ 0 ↓


ааа!  2014-02-03 14:45:53
почему не копируется!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

[Ответить]
↑ 0 ↓


ЧОткий поцк  2012-03-13 17:19:15
википедия отдыхает

[Ответить]
↑ 0 ↓


EvolGene  2012-03-13 17:16:19
Слишком длинная статья, но хорошая. Есть что взять, спасибо)

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1] | [2] | [3] | [4] [Следующая] | [Последняя]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


Наместник на Кавказе П. С. Воронцов
Наместник на Кавказе А. И. Барятинский
Генерал Г. А. Емануэль
И раздалось мощное: «Я здесь!»
Кисловодск Антону Павловичу понравился
Командировки мастера Раева
Гостиная Благодать
Дачные кварталы Ессентуков
Станция почтовых дилижансов
Крепость у кислого колодца
Целебные воды и горы
100 лет Кавминводам
Поезда пошли на юг
Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностей
Лечебный парк Железноводска
Дворец эмира Бухарского
Большой Провал
Дары Железной горы
Дар божий в руках государства
Прошлое и настоящее Курзала
Воплощение мечты товарища Серго
Грязелечебница Евгения Шреттера
Первая в мире энергосистема
Наследие Ивана Байкова
Фотолетописец Кавказа
Алябьев в Пятигорске
Дом генерала Верзилина в Пятигорске
Н. Львов - первый зодчий Горячих Вод
Мелодия, услышанная композитором
Проходившие останавливались пораженные
Зодчий Самуил Уптон
Братья Бернардацци - строители Пятигорска
Притяжение Белой Виллы
Два Кавказских года Льва Толстого
Домик Лермонтова
Первый в России памятник Лермонтову
На месте поединка
Тайна Лермонтовскрй могилы
Пишу из Кабардинской слободки...
Музыка гор
(О Н. Ярошенко)
В горах осталось его сердце
Горы производят странное впечатление на душу...
Пятигорск - колыбель «Орестеи»
...Утром пойду в парк
Добро пожаловать в Ресторацию
Где жили первые посетители Горячих Вод?
...Назвался к Дроздову
Памятные адреса
На кабардинской слободке № 252
Трижды рождавшаяся








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!