пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | архитектура старого кисловодска
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА • Книга С. В. Боглачева и С. Н. СавенкоОГЛАВЛЕНИЕ



 Кисловодск 

История курорта. Комиссариатский период (1883-1896)

История курорта КисловодскПриближался срок окончания аренды КМВ контрагентом А. М. Байковым. Государственный Совет собирался заключить следующий договор с другим контрагентом на новых условиях с учетом предложений Ж. Франсуа и Л. Дрю А. М. Байков приготовил к сдаче в казну все имущество Вод к 1 октября 1883 г. Для приема во временное казенное управление Водами министр внутренних дел в декабре 1883 г. решил командировать на КМВ особое лицо со званием Правительственного комиссара, в обязанности которого входило также и составление отчета о существующем положении Вод. Таким образом, КМВ снова перешли в непосредственное заведование правительства. Временная форма комиссариатства оказалась весьма действенной, и в дальнейшем было решено не передавать Воды в частное контрагентство.

Первым Правительственным комиссаром КМВ в феврале 1884 г. стал действительный статский советник Николай Павлович Щепкин. Вскоре он представил в Горный Департамент Министерства земледелия и государственных пмуществ своп предложения о необходимых работах по устройству Вод. Были сняты на план все казенные земли, отведенные под эксплуатацию Вод; составлены подробные планы всех курортных парков; составлены Правила об охране источников, Высочайше утвержденные 19 февраля 1885 г.; утверждены округа охраны источников (собственно, курортные зоны), изданы по согласию с министром внутренних дел обязательные правила в пределах округов охраны источников всех групп. Участок в границах округа охраны кисловодских источников закрепил основу курортной зоны как автономного исторически сложившегося района кисловодского селения. Северная граница зоны была проведена от слияния рек Березовки и Ольховки до почтовой станции у въезда на Тополевую аллею, западная - от слияния рек к вершинам гор Пикетная и Ольховской, южная - к ropе Крайней, восточная - по вершинам правого берега р. Ольховки, через Крестовую гору до почтовой станции.

Правительство выделило необходимые средства и в 1885-1887 гг. был выполнен ряд неотложных работ на КМВ. В частности, в Кисловодске была отремонтирована галерея Нарзана и старые ванны при ней. Летом 1887 г. КМВ посетил министр государственных имуществ Михаил Николаевич Островский, который pешил продолжать государственное переустройство Вод, сохраняя институт комиссаров. В 1889-1894 гг. Обустройством КМВ занимался Правительственный комиссар Петр Петрович Сущинский, затем Иосиф Васильевич Бертенсон.

За период с 1887 г. до 1895 г. на кисловодском курорте были произведены следующие работы: увеличено число ванн в галерее Нарзана; переделаны нагреватели воды для ванн; введено газирование минеральных вод; построен кумысный павильон на Царской площадке; осушены болотистые места вдоль Тополевой аллеи; на Ольховке построена новая купальня с обширным проточным бассейном из пресной воды; возведены новые деревянные мосты взамен разрушенных наводнением; часть парка обнесена железной решеткой; устроено шоссе от Тополевой аллеи до казенного Ресторана; проложен Лермонтовский пресный водопровод; каптирован источник Нарзана; устроен новый Деловой двор; на площадке у галереи разбит цветник с фонтаном; установлены паровые котлы для нагревания ванн Нарзана; построено здание Скальковских ванн; заменены деревянные трубы, проводящие воду Нарзана в ванны, на чугунные; урегулированы стоки дождевых вод в парке группы; устроено электрическое освещение в галерее Нарзана, казенном ресторане и парке; приобретены машины для мойки бутылок при разливе Нарзана; капитально отремонтированы крыша и потолок Нарзанной галереи; устроена ограда у казенного участка по Тополевой аллее; перестроено жилое помещение во втором этаже галереи.

Архитекторами КМВ в это время были командированные из Петербурга зодчие. До 1888 г. главным зодчим Вод был Константин Николаевич Кодрунцев, затем - Александр Мстиславович Кочетов, с 1891 г. - Яков Григорьевич Лукашев, а с 1894 г. - Оскар Иосифович Тибо-Бриньоль. Эти архитекторы создавали новые сооружения в эклектическом стиле различных направлений, широко используя дерево, кирпич и местный камень.

Следует отметить, что весной 1894 г. началась эксплуатация новой Минераловодской ветви, построенной Обществом Владикавказской железной дороги, что значительно увеличило число посетителей КМВ и стимулировало развитие капитального строительства на курортах, удешевив доставку строительных материалов для крупных сооружений. На средства и на землях данного Общества в 1895-1897 гг. было возведено монументальное здание Курзала, которое на долгое время определило особую привлекательность кисловодского курорта для состоятельных посетителей.


К началу книги
Посвящение
Введение

Очерки истории и застройки Кисловодска
Предыстория Кисловодска
Исследовательский период (1784-1803)
Подготовительный период (1803-1822)
Военно-строительный период период (1822-1845)
Период Дирекции КМВ (1845-1861)
Контрагентский период (1861-1883)
Комиссариатский период (1883-1896)
Директорский период (1896-1917)
История образования города
Кисловодская слобода
История Кисловодской станицы
Образование станицы Кисловодской
Столица Кавказского линейного войска

Оборонительные объекты
Кисловодская крепость

Лечебные заведения
Колодец источника Нарзана
Нарзанная галерея
Нарзанные ванны
Лечебные купальни
Ванны военного ведомства
Скальковские ванны
Углекислые ванны Нарзана
Разливная Нарзана

Храмы Кисловодска
Никольская церковь
Часовня Реброва
Крестовоздвиженская церковь
Константино-Еленинская церковь
Пантелеймоновская церковь

Гостиницы, пансионаты и рестораны Кисловодска
Казенная ресторация
Номера Найтаки-Щербины
Подворье Бештау
Гостиница Смирнова «Нарзан»
Гостиница Сафронова «Парк»
Гостиница А. Н. Зипалова
Офицерский дом
Отель «Централь»
Гостиница «Красные камни»
Гостиница Тамбиева «Московская»
Казенная гостиница «Гранд-отель»
Отель-пансион Ганешина
Отель Кундури «Эльбрус»
Санаторий акцизного ведомства
Отель Сильникова «Скала»
Отель Кекишевой «Центр»
Кофейня Вострякова «Парк»
Ресторан «Замок коварства и любви»

Общественные здания
Железнодорожный вокзал
Курзал железной дороги
Хлудовская больница
Слободское училище
Женская гимназия Васильевой
Городская мужская гимназия
Торговые ряды

Особняки и дачи
Домик Дебу-Хастатовой
Дома Шайкина-Мерлини
Дома помещика Реброва
Дача художника Ярошенко
Дом Скаржинского
Дом полковника Мистрова
Дом Понятовской
Дача Барановской «Мавритания»
Дача Хомяковых
Дача братьев Тарасовых
Дом Калинкина
Дом Агафонова
Дача Очакова
Дом врача Склотовского
Дача Ушаковой
Дача Гориной
Дача братьев Бландовых
Дом Финкейзеров
Особняк архитектора Ходжаева
Дача Кабат
Дача Твалчрелидзе
Дача Миклашевского
Дом доктора Барта
Особняк князя Дондукова-Корсакова

Ландшафтная архитектура
Нижний парк
Тополевая аллея
Казенный сад
Царская площадка
Цветник нарзанной галереи

Малые архитектурные формы
Каменная лестница с гротом
Воронцовский мост
Памятный крест на горе
Мостик «Дамский каприз»
Лермонтовкий водопровод
Беседка «Стеклянная струя»
Летняя читальня
«Храм любви»
Надгробный памятник Ярошенко
Торговая галерея
Грот «Пещера демона»
Павильон «Храм воздуха»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!